Автоматизированная система «Навигатор» является аппаратно-программным комплексом на базе портативного компьютера для инженерно-информационного обеспечения машинной выправки пути в плане, продольном и поперечном профиле.
Система предназначена для автоматизации работ по:
- машинной съемке натурного положения пути в плане, продольном и поперечном профиле;
- расчетам координат существующего пути в плане и профиле по стрелам изгиба асимметричных хорд путевой машины;
- расчетам оптимального пространственного положения пути с учетом условий эксплуатации, технических, габаритных и иных требований и ограничений;
- управлению машинной выправкой с точной постановкой пути в заданное положение в плане, профиле и по уровню при текущем содержании и ремонтах пути с использованием путевых машин;
- документированию результатов расчетов и паспортизации параметров плана линии, продольного профиля и возвышения наружного рельса;
- анализу допускаемых скоростей движения поездов по элементам плана линии и их сопряжениям;
- созданию и ведению базы данных натурных измерений и результатов расчетов;
- обмену данными с другими подсистемами АСУ путевого хозяйства на различных уровнях управления.
Система «Навигатор» решает все задачи измерений, расчетов и управления выправкой самостоятельно, без задаваемых внешних параметров управления. Отличительная особенность системы «Навигатор» заключается в том, что в ней впервые реализованы параметрические, без сглаживания неровностей, расчеты оптимального пространственного положения пути по данным машинных измерений. Она позволяет рассчитывать участки пути неограниченной сложности и протяженности при произвольных габаритных, технических или технологических ограничениях
Автоматизированной системой «Навигатор» на российских железных дорогах оборудовано более 250 выправочно-подбивочно-рихтовочных машин рабочего парка. С 2001 года она устанавливается на машинах Дуоматик и Унимат, выпускаемых Калужским заводом «Ремпутьмаш», и на машинах ВПРС-03 «Кировского машзавода 1 Мая». В 2005 году системой оборудовано несколько новых калужских машин ПМА «Ариадна». Таблицы и графики, получаемые расчетом в АС «Навигатор», содержат всю необходимую информацию для проведения комплекса выправочных работ, которая может быть использована на различных уровнях управления путевым хозяйством. Однако, при обычно применяемой экспресс-выправке пути, когда все операции «съемка-расчет-выправка» выполняются в одно «окно», эта информация остается невостребованной. Кроме того, при таком варианте выправки высоки непроизводительные затраты «оконного» времени, которые возрастают с уменьшением продолжительности «окна» и составляют от 88% при одночасовом «окне» до 55% - при шестичасовом для машин ВПР и от 24% до 13% для машин Дуоматик.
Эффективность машинной выправки пути, в целом, может быть повышена, если машинную съемку выполнять в дополнительные короткие «окна» с последующими расчетами в технических отделах дистанций пути и передачей готовых программных заданий на выправочную машину.
При этом обеспечивается тщательный учет условий эксплуатации (скорости движения поездов, детальные ограничения перемещений пути), непосредственно влияющих на результаты расчетов. Появляется возможность планирования и адресного проведения необходимых подготовительных и сопутствующих работ, зависящих от величины и направления расчетных перемещений пути. В техническом отделе дистанции пути может осуществляться документирование (паспортизация) результатов расчетов и передача бригадирам пути и дорожным мастерам паспортных характеристик для последующей эксплуатации пути.