При эксплуатации машины «Dynamic Stopfexpress 09-3X» в процессе производства путевых работ машиниста, осуществляется управление машиной, подвергается воздействию множества вредных и опасных факторов производства (таблицы 7.1 и 7.2)
Таблица 7.1 – Опасные факторы, возникающие при эксплуатации машины «Dynamic Stopfexpress 09-3X»
Таблица 7.2 – Вредные факторы, возникающие при эксплуатации машины «Dynamic Stopfexpress 09-3X»
Действие вибрации на оператора снижает остроту зрения температурную чувствительность и работоспособность, нарушается равновесие нервных основных процессов (возбуждения и торможения).
Действие вибрации на оператора вызывает изменение в костной ткани: в костях возникают полости, выросты, очаги уплотнения, свидетельствующие о повышении отложений в этих участках солей. Также наблюдается изменения в сердечнососудистой системе, изменяются ритм сердечных сокращений, артериальное и венозном давления. Интенсивная вибрация при продолжительном воздействии приводит к серьезным изменениям деятельности всех систем организма и может вызвать профессиональное заболевание – виброболезнь.
В зависимости от воздействия на оператора вибрации делится на общую и местную. Общая вибрация вызывает колебания всего организма человека. Местная вибрация имеет место при соприкосновении отдельных частей тела человека с инструментом, с оборудованием ударного, ударно-вращающегося и ударно-поворотного действия.
Одним из путей уменьшения вредного влияния вибрации на организм оператора путевой машины «Dynamic Stopfexpress 09-3X» является постановка кресла машиниста на виброзащитные резиновые амортизаторы.
Пол кабины у основания кресла вибрирует с частотой и виброскоростью колебания . При расчете принимаем массу кресла , массу оператора .
Массу , приходящуюся на амортизаторы в положении сидя определяем по формуле /10/:
. (7.1)
Масса оператора, приходящаяся на сидение кресла , составляет 70 процентов, значит:
.
Тогда масса, приходящаяся на амортизаторы в положении сидя составит:
.
Максимальный статический прогиб амортизатора Z определяется по формуле /10/:
, (7.2)
где h – принимаем 0,2м;
- допустимое напряжение ();
- модуль упругости ().
Максимальный статический прогиб амортизатора составит:
Круговая частота собственных колебаний амортизированного кресла составляет /10/:
, (7.3)
.
Коэффициент передачи вибрации на сиденье определяется с помощью формулы /10/:
, (7.4)
где - относительное демпфирование, определяется по формуле /10/:
, (7.5)
где - круговая частота колебаний,
, (7.6)
.
Относительное демпфирование составит:
,
Коэффициент передачи вибрации на сиденье принимаем равным:
.
Частота колебаний сидения составит:
, (7.7)
Согласно СН 2.2.4/2.1.8.566-96 /11/ для частоты 8,84 Гц предельно допустимая виброскорость составляет 0,0063 м/с.
Виброскорость на сидение машиниста определяется согласно формуле /10/:
, (7.8)
.
Полученное значение соответствует норме.