Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниям пассажиропотоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети. Идеальным было бы непрерывное корректирование распределения подвижного состава по маршрутам во времени в соответствии с непрерывно меняющимся спросом на пассажирские перевозки, чтобы на любом перегоне любого маршрута постоянно выдерживать равенство между запросами на перевозки и их обеспечением.
В качестве исходной величины при определении числа автобусов на конкретном маршруте принимается количество перевезенных пассажиров.
Потребность в автобусах устанавливается по всем часам периода движения. Количество транспортных средств, необходимых для перевозки пассажиров, рассчитывается по формуле:
, (3.15)
где Qрас – значение пассажиропотока по рассчитываемому часу периода движения;
to – время оборота автобуса на маршруте;
ŋч – коэффициент внутричасовой неравномерности;
q – вместимость транспортного средства;
γ– коэффициент использования вместимости; ηсм– коэффициент сменности пассажиров;
I – интервал движения транспортных средств на маршруте.
В процессе работы под воздействием различных факторов интервал движения может отклоняться от расчетного и тогда фактический интервал рассчитывается по формуле :
, (3.14)
где – среднеквадратическое отклонение от планового интервала движения.
Приведем пример расчета количества автобусов и интервала движения на примере маршрута №8 «Вокзал – Мильча» в период времени суток с 6-00 до 7-00:
;
Ам=3 авт;
;
I=23,7 мин.
Количество автобусов и интервал движения по периодам суток для всех маршрутов сведены в таблицы 3.6 и 3.7, соответственно.
Таблица 3.6 – Рациональное количество автобусов для работы на маршрутах по периодам суток
Номер марш-рута |
Рациональное количество автобусов по периодам суток | |||||||||||||||||
6-7 |
7-8 |
8-9 |
9-10 |
10-11 |
11-12 |
12-13 |
13-14 |
14-15 |
15-16 |
16-17 |
17-18 |
18-19 |
19-20 |
20-21 |
21-22 |
22-23 |
23-24 | |
5 |
6 |
9 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
11 |
6 |
3 |
4 |
2 |
0 |
0 |
8 |
3 |
8 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
7 |
6 |
4 |
3 |
1 |
2 |
1 |
8а |
1 |
5 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
2 |
8 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
7 |
7 |
6 |
5 |
3 |
2 |
1 |
10 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
5 |
5 |
2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
22 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
5 |
5 |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |