Распределение расходов по отдельным операциям перевозочного процесса имеет большое значение при решении широкого круга технико-экономических задач, в первую очередь, при расчёте себестоимости перевозок отдельных родов грузов в тарифных целях. Кроме того, информация о расходах по операциям перевозочного процесса необходима для решения таких задач, как оценка влияния изменений дальности перевозок на себестоимость перевозок, определение эффективности организации грузовых перевозок маршрутами и эффективности мероприятий по привлечению дополнительных объёмов перевозок с других видов транспорта и зарубежных дорог в условиях конкуренции и т.д.
Для распределения расходов по операциям перевозочного процесса можно использовать несколько способов.
Наиболее точный способ заключается в распределении расходов каждой статьи по операциям перевозочного процесса с последующим суммированием расходов, относящихся к той или иной операции перевозочного процесса. Недостаток этого способа заключается в высокой трудоёмкости, обусловленной большим количеством статей расходов и отсутствием ряда необходимых для распределения расходов показателей в действующей статистической отчётности.
Величина расходов по операциям перевозочного процесса на отдельных дорогах различается, что обусловлено влиянием ряда факторов: структурой перевозок по видам тяги, типам используемых под перевозки грузовых вагонов, родам грузов, технической вооружённостью отдельных дорог, долей местной работы, дальностью перевозок и т.д.
Методика расчёта переменных расходов по операциям перевозочного процесса в грузовых перевозках приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Методика расчёта переменных расходов по операциям перевозочного процесса на 1000 ткм нетто
Операция перевозочного процесса и измеритель |
Затрата измерителя |
Начальная и конечная операция | |
Маневровые локомотиво-часы |
MTман = 1000 · tм1· γ1 /(Pст· l) |
Вагоно-часы |
nt = 1000 · tгр.оп. · γ1 /(Pст· l) |
Вагоно-километры на манёврах |
nS = MTман· υман · kи · nп |
Количество грузовых отправок |
О = 1000 · γо/(Pо· l) |
Операция передвижения | |
Вагонно-километры: | |
с поездами |
nS = 1000 · (1+aгр.пор)/ Pгр |
на манёврах |
nS = MTман· υман 1 · kи · nп 1 |
Вагонно-часы: | |
в поездах |
nt = nS/υучп |
на станциях с переработкой |
nt = nS · tтехс пер /Lм |
на станциях без переработки |
nt = nS · tтехбез пер · (1/ Lуч - 1/ Lм ) |
Бригадо-часы поездных бригад |
Nh = NS · γсб · kп.с.л / υучсб |
Локомотиво-километры |
MS = NS · (1+ βобщ ) |
Локомотиво-часы |
MT = MSл · (1+ βл ) · 24/ Sл |
Бригадо-часы локомотивных бригад |
Mh = MS · γсб · kп.с.л / υучл |
Расход электроэнергии |
eэ= aэ· Plбрв/104 |
Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов |
Plбрв.л = Plбрв + MSл · Pл |