Ро = Ро1Ро2Ро3 + Ро1Ро2(1 – Ро3) + Ро1Ро3(1 – Ро2) + Ро2Ро3(1 – Ро1) + Ро1(1 – Ро2)(1 – Ро3) + Ро2 (1 – Ро1) (1 – Ро3) + Ро3 (1 – Ро1) (1 – Ро2).
Каждое слагаемое представляет собой вероятность одного несовместного и независимого варианта использования средств обсервации. Так, в данном ряду третье по счету слагаемое означает вероятность того, что обсервация будет получена по первой и третьей навигационным системам и не получена по второй системе.
Вероятность получения качественной обсервации с помощью любого j-го судового средства обсервации зависит от двух основных факторов – от вероятности наблюдения ориентиров или приема сигналов от спутниковой системы, и от вероятности измерения и обработки навигационных параметров без промахов. Учитывая независимость этих вероятностей, вероятность получения качественной обсервации вычисляется по формуле
Роj = (РпРоб)j. (1.2.3)
где:РП – вероятность наблюдения ориентиров или приема сигналов от спутниковой системы;
РОБ – вероятность измерения и обработки навигационных параметров без промахов.
При обсервациях по видимым ориентирам величина Рп оценивается по вероятности оправдываемости метеорологического прогноза полной дальности видимости наиболее удаленного от района обсервации ориентира. Эта вероятность определяется или по атласу гидрометеорологических данных, или статистическим способом.
При обсервациях по радиолокационным измерениям вероятность Рп определяется как произведение вероятности оправдываемости прогноза радиолокационной наблюдаемости (РРЛС) и вероятности безотказной работы радиолокатора (РЛС) – величины Р'РЛС.
Вероятность безотказной работы РЛС рассчитывается по общей приближенной формуле, справедливой для оценки надежности работы любой технической системы:
(1.2.4)
где:л – параметр, характеризующий интенсивность отказов системы (1/ч);
t – интервал времени (ч), в течение которого непрерывно используется данная техническая система.
При определении места по сигналам радионавигационных систем (РНС) вероятность приема сигналов зависит от условий прохождения радиосигналов в атмосфере и от радиопомех различного вида. Эти факторы являются функциями длины волны излучаемого сигнала, его мощности, расстояния между судном и наземными станциями, географической широты места судна, характера подстилающей поверхности, сезона года, времени суток, соотношения напряженности полезного сигнала к напряженности радиопомехи и чувствительности судового приемоиндикатора.
Вероятность приема радиосигналов от радионавигационных систем зависит также и от технической надежности судового приемоиндикатора. Вероятность его безотказной работы в течение заданного времени t оценивается по формуле (1.2.4), в которой принимается ориентировочное значение л = 1 / 700. Зависимость вероятности приема сигналов от столь большого количества факторов обусловливает необходимость ее расчета статистическими методами.
Приближенные значения вероятности приема радиосигналов от средств радионавигации характеризуется данными, представленными в таблице 1.1.
Таблица 1.1- Вероятность приема радиосигнала от средств радионавигации
Средство радионавигации |
РП |
Судовой радиолокатор Радионавигационная система |
0,995 0,980 |
В работе приводится информация о том, что при использовании некоторых типов приемоиндикаторов только за счет помех от смежных цепей РНС вероятность нормального приема радиосигналов снижается на 20 … 50%.
При использовании спутниковых навигационных систем (СНС) вероятность приема радиосигналов космических аппаратов (искусственных спутников Земли) оценивается данными, приведенными в табл. 1.2.
Таблица 1.2 – Вероятность приема радиосигнала спутниковых навигационных систем
Тип СНС |
Широта места, градусы | |||
0 |
30 |
60 |
90 | |
Низкоорбитальные |
0,17 |
0,19 |
0,31 |
0,37 |
Среднеорбитальные |
"Глонасс" – 0,79 "Навстар" – 0,995 |