Если кратчайшее расстояние незначительно превышает допустимое, то в случае невозможности изменения своих курса и скорости автоматизировано вычисляется вероятность Р' безопасного положения судна в момент максимального сближения, а по ней вероятность Q события, состоящего в том, что кратчайшее расстояние будет меньше допустимого:
Q = 1 – Р' = 1 – Р'(Dк > Dд).(1.6.2)
где:Р – вероятность безопасного положения судна в момент максимального сближения;
DК – фактическое кратчайшее расстояние между судами;
Dд – минимально допустимое кратчайшее расстояние между судами.
Методика расчета вероятности Р' раскрывается применительно к условиям плавания ниже.
Вероятность принятия правильного решения по управлению маневрами судна в процессе расхождения P'p. При соблюдении установленных правил мореплавания встречное судно всегда наблюдаемо визуально или с помощью технических средств наблюдения. Поскольку при этом средства наблюдения позволяют обнаружить цель на достаточно большом расстоянии, то вероятность безопасного расхождения в существенной степени зависит от уровня практической подготовленности судоводителя. Качество принимаемых им решений обусловлено его личным опытом управления судном, а также умением правильно оценивать обстановку и взвешенно учитывать все факторы, влияющие на безопасность расхождения.
Около 75% столкновений происходит по вине судоводителей . К основным причинам столкновений, происшедших по вине судоводителей, относятся: слабая профессиональная подготовка (43%), самоуверенность (17%), низкая степень ответственности, приводящая к недооценке опасности (40%).
Анализ столкновений отечественных судов показывает важность специальной дополнительной подготовки судоводителей по вопросам управления судном при расхождении с встречными судами. Лишь 27% столкновений допустили судоводители, прошедшие дополнительную подготовку на различных курсах и в учебных заведениях переподготовки, а остальные 73% столкновений падает на суда, судоводителями которых являлись лица, не прошедшие дополнительной подготовки.
Основой подготовки вахтенных офицеров к решению задач расхождения с встречным судном является изучение МППСС, правил оценки обстановки и способов анализа и расчета безопасного маневра. Немалая роль в исключении столкновений принадлежит и психологической подготовке офицеров, их творческим возможностям и практическому опыту.
Анализ столкновений свидетельствует также, что даже в условиях, когда начальное положение судов и их кратчайшее сближение происходит на дистанции, большей безопасной, неправильное решение по выбору маневра расхождения может привести к столкновению.
Величина вероятности Р'р, как и вероятности Рр, определяется экспериментальным способом или по результатам статистического обобщения. Для допущенных к управлению судном капитанов величина вероятности принятия правильного решения по назначению безопасных от столкновения курса и скорости колеблется в широких пределах – от 0,8 до 0,995.
Вероятность попадания судна в соседнюю полосу встречного движения обусловлена случайными причинами и зависит от ширины установленных полос движения и зоны разделения, а также от величины погрешностей в месте судна.