Допустимая радиальная СКП в этом случае определяется выражением
MД ≤0,7d/z,(7.7)
где:z определяется по заданной вероятности безопасного плавания с помощью табл. 1-6 в МТ-75.
В некоторых случаях правилами предусмотрено плавание по правой стороне фарватера (канала). Если при этом допускается временный выход на левую сторону фарватера (отсутствие встречных судов), то вероятность безопасного плавания
Р = 0,5[Ф(z1) + Ф(z2)], (7.8)
где:z 1 = 1,4 l1/М; z2 = 1,4l2/М;
l1 и l2 — расстояния от судна до левой и правой кромок фарватера.
Если выход судна на левую сторону фарватера условиями обстановки исключается, то расчет вероятности безопасного плавания производится по этой же формуле, но 1г и /2 — расстояния до ближайшей кромки и до оси фарватера. При следовании судна посередине правой стороны величина Р рассчитывается по формуле (6), в которой z = d/4σ = 0,36d/M.
Допустимая радиальная СКП места при плавании по правой стороне фарватера определяется формулой
MД ≤ l,4 l/z. (7.9)
где:l — меньшее из расстояний до ближайшей кромки фарватера и до оси фарватера.
При прохождении судном последовательно нескольких участков с навигационными опасностями вероятность безопасного прохождения всех участков (с точки зрения избежания соприкосновений с препятствиями) равна произведению вероятностей безопасного прохождения отдельных участков.
При расчете вероятностей Pi используются радиальные СКП, соответствующие определенному составу судовых и береговых технических средств навигации. Если планируется использование одного из двух вариантов работы технических средств, имеющих определенную степень надежности, то, предполагая, что один из вариантов будет использован обязательно, вероятность навигационной безопасности плавания на данном i-m участке определяется суммой
Pi=P1PI + Pi(l-Pl)PII (7.10)
где:P1 и Р2 — вероятности, определяемые по изложенной методике по значениям M1 и М2, соответствующим первому и второму составам технических средств навигации;
РI и РII — вероятности безотказной работы первого и второго состава технических средств навигации соответственно (определяются по эксплуатационным характеристикам навигационных систем).
Изложенная модель вероятности безопасного судовождения является приближенной, так как она не учитывает вероятности появления максимальных погрешностей и предполагает отсутствие аномальных погрешностей и грубых ошибок (промахов).
На основании формул 4 и 8 составлена таблица, в которой приведены данные о вероятности безопасного прохода навигационной опасности (Р) при движении по Новороссийскому створу при различных методах определения местоположения судна.
Таблица 7.1 Вероятность безопасного прохода навигационной опасности при движении по Новороссийскому створу.
№ точек |
Вероятность безопасного прохода навигационной опасности (Р) | |||||
Методы определения местоположения судна | ||||||
По двум пеленгам |
По пеленгу и створу |
По пеленгу и дистанции |
По двум дистанциям |
DGPS |
PI | |
1 |
0.855 |
0.9985 |
0.824 |
0.729 |
1 |
1 |
2 |
0.879 |
1 |
0.8365 |
0.7485 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
0.9975 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
0.9995 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
0.998 |
1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
0.9995 |
0.9985 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
1 |
0.9995 |
1 |
1 |
10 |
0.9555 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
0.928 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
0.999 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
1 |
0.999 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
15 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
17 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
18 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
19 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
20 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
21 |
0.782 |
0.9785 |
1 |
0.9705 |
1 |
1 |
22 |
0.965 |
0.965 |
1 |
0.997 |
1 |
1 |
23 |
0.929 |
0.9955 |
1 |
0.997 |
1 |
1 |
24 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
25 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
26 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
27 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
28 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
29 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
30 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
31 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
32 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
33 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
34 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
35 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
36 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
37 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
38 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
39 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
40 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |