;
м.
Высота наружной и внутренней пружин в свободном состоянии, м:
;
;
м;
м.
Для выравнивания высот наружной и внутренней пружин необходимо предусмотреть прокладку под внутреннюю пружину толщиной, м:
;
м.
Во избежание потери устойчивости или значительного искривления пружины при сжатии необходимо выполнения следующего условия:
≤ 3,5.
В нашем случае условие устойчивости определяем по параметрам наружной пружины, определяющей устойчивость гнезда в целом:
≤ 3,5;
≤ 3,5.
Вывод: таким образом, комплект, состоящий из семи двухрядных пружин, будет устойчивым.
Жёсткости наружной и внутренней пружин определяются так, Н/м:
;
;
Н/м;
Н/м.
Суммарная жёсткость двухрядной пружины составит, Н/м:
;
Н/м.
Погрешность по сравнению с необходимой жёсткостью составляет, %:
;
;
%.
Вывод: расчёт является корректным, так как полученная погрешность не превышает 5%.
Гасители колебаний
При движении вагона по периодическим неровностям пути (стыкам рельсов, например) со скоростью, когда частоты вынужденных и собственных колебаний близки по величине, могут возникать большие амплитуды колебаний кузова на рессорах (резонанс), если в системе рессорного подвешивания отсутствуют или малы силы сопротивления. Поэтому для гашения резонансных колебаний в систему рессорного подвешивания вводят специальные гасители, которые позволяют снизить амплитуды и ускорения колебательного движения, а следовательно, уменьшить воздействие динамических сил на элементы вагона и перевозимый в нём груз. Многочисленные разновидности конструкций гасителей колебаний, применяемых в подвижном составе, можно объединить в две большие группы: фрикционные и вязкого сопротивления. Рассмотрим только фрикционные гасители колебаний.
Фрикционные клиновые гасители колебаний широко применяют в тележках грузовых вагонов. Так, в двухосных тележках типа ЦНИИ-Х3 фрикционный гаситель колебаний состоит из двух фрикционных клиньев 2 (см. рис. 21), размещённых между наклонными поверхностями концов надрессорной балки 1 и фрикционными планками 3, укреплёнными на колонках 4 боковой рамы тележки. Клинья опираются на двухрядные цилиндрические пружины 5