Мощность тракторного двигателя расходуется на выполнение полезной работы, преодоление внешних и внутренних сил сопротивления.
Распределение мощности двигателя на преодоление различных видов сопротивлений называется балансом мощности, или рабочим балансом МТА (при равномерном движении), т.е.
Ne = NM + Nf + Nδ + Nα + Ne вом + Nt. (1)
Потери мощности в трансмиссии (кВт) связаны с преодолением сил трения в подшипниках, шестернях, механизмах гусеничной цепи. Их можно определить по формуле
NM = Ne (1 - η мг),(2)
где η мг — КПД трансмиссии (для колесных тракторов — в пределах 0,90—0,92, для гусеничных — 0,86—0,88; на его значения оказывают влияние такие эксплуатационные факторы, как качество смазки, технического обслуживания и регулировки).
Потери мощности на перекатывание трактора связаны с образованием колеи ходовым аппаратом, а также с деформацией шин, преодолением сил трения в подшипниках колес (гусеницах) и др. Эти потери (кВт) зависят от скорости движения агрегата:
Nf = Pf • vp = G• fт• vp(3)
Здесь Pf = G • fr — сопротивление перекатыванию трактора, кН; vp — рабочая скорость агрегата, м/с.
Потери мощности на буксование (кВт) обусловлены недостаточным сцеплением ходового аппарата с почвой. При этом почва сдвигается, что сопровождается буксованием и снижением поступательной скорости движения трактора:
Nδ = Ne • η мг • δ/100.(4)
где δ — буксование, %.
Потери мощности (кВт) на преодоление трактором подъема можно определить, если известны сила сопротивления подъему Р(, и скорость движения агрегата:
Nα = Pf • vp = G • vp • i /
100 (5)
Мощность Ne вом, которая расходуется двигателем на привод механизмов через ВОМ, рассчитывается по формуле:
Ne вом = N вом / η вом (6)
Полезная (тяговая) мощность (кВт), т.е. мощность, которая расходуется на тягу рабочих машин, зависит от условий работы.
Для тяговых и тягово-приводных агрегатов
Nt = RM • vp = vp (ko • b+ GM • i/100) (7)
для транспортных агрегатов
Nt = RM • vp = vp (ko • b+ GM • i/100) (8)
'
Затраты мощности зависят от скорости движения агрегата, поэтому баланс мощности можно изобразить с помощью графика (рис. 1). Если нанести на графике кривую удельного тягового расхода топлива, то увидим, что минимальный удельный расход
соответствует максимальному значению тяговой мощности Nt max . Это очень важно для правильного комплектования машинно-тракторных агрегатов и выбора загрузочных и скоростных режимов их работы.
Рис. 1. График зависимости затрат мощности от скорости движения трактора
Производительность агрегата пропорциональна тяговой мощности Nt, а расход топлива на единицу выполненной работы пропорционален удельному расходу. Значит, наибольшей производительности и экономичности (по расходу топлива) можно достичь, когда трактор работает в режиме максимальной тяговой мощности Nt max (или близкой к ней) при минимальном удельном расходе топлива gT min , т.е. при оптимальных рабочих скоростях.
Для современных гусеничных тракторов эти скорости примерно равны 2,0—2,5 м/с, а для колесных — 3—4 м/с. Однако при комплектовании агрегатов не всегда удается этого добиться, так как могут быть ограничения рабочей скорости по агротехническим требованиям (качество работы), а также из-за превышения допустимого буксования и др.