Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 7,4 тыс.км.
Авиатранспортной деятельностью в области занимались 5 предприятий различной формы собственности. Среди них 2 авиапредприятия-перевозчика, 2 - осуществляющих только аэропортовую деятельность, 1 государственное предприятие по управлению воздушным движением.
Общие проблемы транспортного комплекса:
- изношенность транспортных средств, технологическое отставание технических средств и недостаток инвестиций для нормального воспроизводства инфраструктуры;
- транспортные системы развиты и размещены крайне неравномерно. Это связано со спецификой развития и размещения производительных сил Ленска, одной из особенностей которой является наличие промышленно развитых и вновь осваиваемых районов;
- при существующих тарифах на перевозку, транспортная составляющая стала определяющей в конечной цене продуктов предприятий Ленска, и товары, производимые на сравнительно совершенных (современных) предприятиях, стали неконкурентоспособными на внутреннем и зарубежном рынках из-за дальности перевозок и высокого тарифа;
- уровень технической оснащенности магистральных видов транспорта достаточно высок, однако многие локальные системы не отвечают современным требованиям;
- негативное воздействие на транспортный комплекс оказывают отсутствие стабильности в работе и неплатежеспособность ряда промышленных предприятий, продукция которых влияет на объемы грузооборота.
Основные проблемы железнодорожного транспорта:
- низкая пропускная способность железнодорожных путей;
- высокий уровень непроизводительных затрат.
- Задачи:
- удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки;
- рентабельное функционирование с возможностью инвестирования в основные средства и подвижной состав.
Решение этих задач связано с реформированием всей отрасли железнодорожного транспорта в России. Главный смысл реформы - разделение функций государственной, исполнительной и хозяйственной власти, которые МПС сегодня ведет в едином лице. Среди мер, реализация которых напрямую повлияет на деятельность Ленской железной дороги, следует выделить:
- поэтапное сокращение перекрестного субсидирования, при котором доходы от грузовых перевозок компенсируют убытки от пассажирских;
- создание грузовых компаний - операторов и региональных компаний по перевозкам пассажиров в дальнем и пригородном сообщении;
- создание центра по организации технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава и по ремонту и организации эксплуатации грузовых вагонов, что должно повысить уровень технологического состояния и эксплуатационной надежности подвижного состава.
Основные проблемы автомобильного транспорта:
- слабо развиты сети автомобильных дорог, низкая пропускная способность дорог;
- отсутствие правовых основ деятельности городского пассажирского транспорта;
- большое количество категорий населения (около 60), пользующихся правом бесплатного и льготного проезда по федеральным законам, и отсутствие финансирования затрат на их реализацию из федерального бюджета нарушило воспроизводство в системе пассажирского автомобильного транспорта. Перекладывание оплаты за бесплатный проезд на бюджеты городов привело к критическому финансовому состоянию муниципальных пассажирских предприятий. Существующий механизм компенсации затрат по льготному проезду требует пересмотра.
Неудовлетворительная транспортная доступность и низкое качество автомобильных дорог являются причиной целого ряда негативных социальных последствий, включая:
- увеличение времени пребывания в пути к месту оказания скорой медицинской помощи и лечения;
- снижение качества и увеличения стоимости товаров и сельскохозяйственной продукции из-за трудностей их доставки;
- снижение продуктивности сельскохозяйственного производства и снижение доходов работников, занятых в сельском хозяйстве;