Совершенствование предприятия во многом зависит от научной организации труда и рационального выполнения трудовых и технологических процессов каждым работающим.
Процесс труда является социально-экономическим объектом. Современная организация труда представляет собой сложную биотехническую и социальную систему, имеющую общественно необходимые цели функционирования и развития, сложную внутреннюю структуру. Она сложилась и развивается на основе ряда принципов, основными из которых являются системность, комплексность, оптимальность и эффективность.
Главными направлениями работ по организации труда на предприятиях являются:
– разработка рациональных форм разделения и кооперации труда;
– улучшение организации и внедрение передовых методов и приемов труда;
– изучение и распространение передовых методов и приемов труда;
– улучшение подготовки и повышение квалификации кадров;
– совершенствование нормирования труда;
– всестороннее развитие человека.
Организация труда на автомобильном транспорте имеет специфические особенности, связанные с характером труда рабочих АТП и, в первую очередь, водителей автомобилей.
Особенности организации труда водителей обусловлены своеобразием технического процесса на автомобильном транспорте. Эти особенности определяются рядом факторов:
– протеканием основной работы водителя вне трудового коллектива, осложняющим контроль;
– зависимостью результатов деятельности водителя от организации труда, внешних факторов (состояние дорог, организация и технология погрузочно-разгрузочных работ, климатические условия);
– повышенной опасностью рабочего места водителя автомобиля в условиях интенсивного движения;
– расширенной рабочей зоной водителя, большинство элементов которой находится вне предприятия;
– воздействием на водителя изменяющихся метеорологических факторов (климатическая зона, погодные условия, время года), влияющих на сложность и безопасность труда;
– среднесменной продолжительностью труда водителей;
– преобладанием нервно-психических нагрузок на водителя;
– необходимостью выполнения большинства работ по ТО и ремонту автомобиля в межсменное время.
Большой удельный вес в затратах подготовительно-заключительного времени водителя занимают получение, оформление и сдача путевой документации. Сокращение этих затрат времени достигается путем перехода на бездиспетчерскую выдачу и прием путевой документации. Путевые листы выписываются накануне и вкладываются в специальные ячейки. Водитель перед выездом вынимает из своей ячейки документы. Непосредственный контакт водителя и диспетчеров возникает лишь тогда, когда требуются разъяснения по документам. Поскольку поток приходящих на работу водителей и затраты времени на получение путевого листа носят вероятностный характер, это позволяет применять компьютерное моделирование.
Сокращение трудовых затрат водителей на операции заправки автомобилей топливом, маслом, эксплуатационными жидкостями достигается соблюдением установленных норм запасов топлива (не менее 5 дней).
Для сокращения потерь времени водителей при заправке ГСМ необходимо механизировать их раздачу, обеспечить точное их дозирование, улучшить санитарно-гигиенические условия, обеспечить пожарную безопасность.