Первое направление деятельности системы управления связано с разработкой, обоснованием и утверждением оптимального плана организации движения автобусов. Система предусматривает решение следующих задач: обоснование объемов пассажирских перевозок; установление средней дальности поездок; расчет основных технико-эксплуатационных показателей; распределение пассажиропотоков по маршрутам; разработка маршрутной системы и ее оптимизация; распределение подвижного состава по маршрутам и автотранспортным предприятиям; нормирование скоростей; выбор рациональной системы организации труда водителей; разработка расписаний движения автобусов по маршрутам; выбор схем размещения остановок, стоянок и оборудования для них; определение потребного числа автобусов и автомобилей-такси; составление графиков выпуска подвижного состава на линию и др.[3]
На регулярных городских маршрутах на конец 2005 года занято 161 единицы подвижного состава.
Таблица 1.1 Характеристика парка подвижного состава РДАУП «АП №6» г.Гомеля
Марка подвижного состава |
Количество автобусов на 1.12.2005 г. |
Номинальная вместимость, мест |
Икарус-260 |
6 |
77 |
Икарус-263 |
3 |
91 |
МаЗ-103 |
3 |
84 |
МаЗ-104 |
8 |
84 |
Богдан |
4 |
45 |
Икарус-280 |
104 |
123 |
МаЗ-107 |
1 |
145 |
Газель |
1 |
13 |
Газель |
1 |
15 |
МаЗ-105 |
32 |
127 |
Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава применяется система показателей, позволяющая оценивать степень эффективности использования подвижного состава и результаты его работы.
Объемными показателями работы подвижного состава является выполненный объем перевозок в пассажирах и пассажирооборот в пассажиро-километрах.
Технико-экономические показатели, характеризующие интенсивность использования подвижного состава, можно разделить на четыре группы:
использование подвижного состава во времени (дни, автомобиле-дни эксплуатации, коэффициенты выпуска подвижного состава, время на маршруте и в наряде, время простоя на остановочных пунктах);
использование скоростных свойств подвижного состава (скорости движения - техническая и эксплуатационная);
использование пробега подвижного состава (коэффициенты использования пробега за различные периоды времени работы на линии);