Обеспечение безопасности движения – первейший долг и гражданская обязанность всех железнодорожников.
Правила технической эксплуатации железных дорог определяют необходимость перевозок грузов и пассажиров при безусловном обеспечении безопасности движения. Каждый работник связанный с движением поездов, имеет по кругу своих обязанностей личную ответственность за безопасность движения
Квалифицированные и решительные действия работников станции позволяют, как правило, не допускать тяжелых последствий во всех случаях возникновения неожиданных ситуаций или стихийных бедствий, которые нельзя предугадать заранее.
По хозяйству движения браки и аварии могут возникнуть вследствие приема поезда на занятый путь, отправление поезда на занятый перегон, перевода централизованной стрелки под поездом, самопроизвольного выхода незакрепленных вагонов на маршрут приема поездов, схода подвижного состава с рельсов, вреза стрелки.
Неправильные действия, которые могут привести к нарушению безопасности движения, всегда могут быть предупреждены другими работниками станции при бдительности на рабочем месте.
На проектируемой станции с автоблокировкой дежурный по станции обязан своевременно уведомить по радиосвязи локомотивную бригаду о вызываемой необходимости задержки поездов у закрытого выходного сигнала.
Прием, отправление и пропуск поездов – наиболее ответственные операции в работе дежурного по станции. Порядок выполнения этих операций строго регламентирован Правилами технической эксплуатации, Инструкцией по движению поездов и технико-распорядительным актом станции.
Организация мероприятий по приему и отправлению поездов зависит от средств сигнализации, централизации и блокировки, которыми оборудована станция.
Прием поездов должен производиться на свободные пути, предназначенные для этого технико-распорядительным актом станции и только при открытом входном светофоре.
Отправление поезда осуществляют на свободный перегон, о чем дежурный по станции должен предварительно убедиться.
Для пассажирских поездов на данной станции маршруты приема и отправления приготавливают одновременно. Дежурный по станции встречает каждый прибывающий поезд, а отправляемый провожает. Он проверяет прибытие и отправление поездов в полном составе, установку их в границах предельных столбиков.
Дежурный по станции в процессе дежурства должен постоянно вести учет состояния приемоотправочных путей, используя для этого показание приборов управления, ведет график исполненного движения, пометки занятости путей.
Для повышения уровня безопасности следует использовать все возможности повышения технической оснащенности станции, внедрять более усовершенствованную автоматику. Действенным средством улучшения условий безопасности является радиосвязь.
Организационные мероприятия по технике безопасности включают также: обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью; обучение пользованием защитными средствами; разработку и внедрение режимов труда и отдыха при выполнении операций, связанных с воздействием на работающих опасных факторов и другие.