Выбор муфты на входном валу привода
В виду того, что в данном соединении валов требуется невысокая компенсирующая способность муфт, то допустима установка муфты упругой втулочно-пальцевой. Достоинство данного типа муфт: относительная простота конструкции и удобство замены упругих элементов. Выбор муфты упругой втулочно-пальцевой производится в зависимости от диаметров соединяемых валов, расчётного передаваемого крутящего момента и максимально допустимой частоты вращения вала. Диаметры соединяемых валов:
d(эл. двиг.) = 24 мм;
d(1-го вала) = 20 мм;
Передаваемый крутящий момент через муфту:
T = 10,952 Нxм
Расчётный передаваемый крутящий момент через муфту:
Tр = kр x T = 1,5 x 10,952 = 16,427 Нxм
здесь kр = 1,5 - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; значения его приведены в таблице 11.3[1].
Частота вращения муфты:
n = 697,5 об./мин.
Выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую 63-24-I.1-20-I.1-У2 ГОСТ 21424-93 (по табл. К21[3]).
Упругие элементы муфты проверим на смятие в предположении равномерного распределения нагрузки между пальцами.
см. = 0,782 МПа [см] = 1,8МПа, здесь zc=4 - число пальцев; Do=70 мм - диаметр окружности расположения пальцев; dп=10 мм - диаметр пальца; lвт=15 мм - длина упругого элемента.
Рассчитаем на изгиб пальцы муфты, изготовленные из стали 45:
и =
13,494 МПа [и] = 80МПа,
здесь c=4 мм - зазор между полумуфтами.
Условие прочности выполняется.
Выбор муфты на выходном валу привода
Для аварийного одноразового выключения привода при непредусмотренном резком повышении нагрузки применяют муфты с разрушающимися элементами; включение привода возможно лишь после замены разрушенного элемента, что затрудняет эксплуатацию. В нашем случае аварийные ситуации маловероятны, поэтому вполне допустима установка предохранительной муфты со срезным штифтом. Выбор предохранительной муфты со срезным штифтом производится в зависимости от диаметров соединяемых валов и расчётного передаваемого крутящего момента. Диаметры соединяемых валов:
d(выход. вала) = 40 мм;
d(вала потребит.) = 40 мм;
Передаваемый крутящий момент через муфту:
T = 249,338 Нxм
Расчётный передаваемый крутящий момент через муфту:
Tр = kр x T = 1,5 x 249,338 = 374,008 Нxм
здесь kр = 1,5 - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; значения его приведены в таблице 11.3[1].
Выбираем предохранительную муфты со срезным штифтом и проведём расчёт срезных штифтов.
В качестве предохранительного штифта выбираем штифт диаметром d=3 мм по ГОСТ 3128-70.
Вычислим радиус расположения срезного штифта:
R = 132,278 мм 132,3 мм;
здесь b ср = 400 МПа - предел прочности на срез для материала выбранного штифта.
Муфты
Муфты |
Соединяемые валы | |
Ведущий |
Ведомый | |
Муфта упругая втулочно-пальцевая 63-24-I.1-20-I.1-У2 ГОСТ 21424-93 (по табл. К21[3]). |
Вал двигателя d(эл. двиг.) = 24 мм; |
1-й вал d(1-го вала) = 20 мм; |
Муфта предохранительная со срезным штифтом. |
Выходной вал d(выход. вала) = 40 мм; |
Вал потребителя d(вала потребит.) = 40 мм; |