Определим величины и направления действующих в двигателе неуравновешенных сил инерции и продольных моментов от этих сил исходя из определённой компоновки двигателя. Для анализа уравновешенности применим векторный метод, основанный на понятии динамически эквивалентной модели (ДЭМ), которая строится из продольных и поперечных модулей, составляющих двигатель.
Проектируемый двигатель рассмотрим как композицию одноцилиндровых плоских отсеков. Динамически эквивалентная модель плоского отсека состоит из приведённых сосредоточенных масс ms и mR, деталей КШМ и системы векторов сил инерции, возникающих при движении этих масс.
При вращении массы mR, с угловой скоростью ω возникает центробежная сила
.
Силу инерции, которую развивает поступательно-движущаяся масса ms, представим в виде двух составляющих сил инерции первого и второго порядка.
.
где и - фиктивные силы первого и второго порядка. Вектор - постоянен по величине, направлен по кривошипу и вращается с угловой скоростью ω, его проекция на ось цилиндра определяет величину и направление вектора реально действующих сил инерции ПДМ первого порядка. - вращается с угловой скоростью 2ω, а его проекция на ось цилиндра определяет величину и направление вектора реально действующих сил инерции ПДМ второго порядка.
Построим динамически эквивалентную модель проектируемого двигателя.
ω
Рис. 12 Схема векторов сил инерции
Рис. 13 Схема расположения радиус векторов , и
Рис.14 Схема расположения кривошипов вала и радиус векторов , и
Рассмотрев данную схему расположения радиус-векторов сделаем следующие выводы по самоуравновешенности двигателя:
Сумма радиус векторов центробежных сил инерции НВМ .
Результирующий продольный момент центробежных сил инерции НВМ , так как симметричные пары векторов развивают взаимно уравновешивающие друг друга продольные моменты.
Сумма фиктивных радиус векторов первого порядка , откуда .
Результирующий продольный момент первого порядка, развиваемый фиктивными радиус-векторами первого порядка . Продольный момент первого порядка .
Так как схема фиктивных радиус-векторов второго порядка является продольно-симметричной равномерной подобно схеме фиктивных радиус-векторов первого порядка, результаты по силам и продольным моментам второго порядка:
.
Для того чтобы уравновесить применим механизм Ланчестера:
Рис.15 Уравновешивание суммарных сил инерции второго порядка