транспортный конкурентный рынок железнодорожный
О значимости грузового железнодорожного транспорта для российского рынка спорить никто не будет. Уже сейчас ежегодно по железным дорогам перевозится более 1,5 млрд. т грузов. А доля этого вида транспорта в общем грузообороте страны остается вне конкуренции и превышает 40%.
К 2010 г. отправление грузов ОАО «РЖД» может возрасти на 16% по сравнению с 2006 г. - до 1521 млн. т, а грузооборот увеличится до 2324 млрд. т-км. По прогнозу РБК, к концу 2012 г. объем грузоперевозок составит 1666 млн. т, грузооборот - 2538 млрд. т-км.
В среднесрочной перспективе (после 2010 г.) рост доходов ОАО «РЖД» в существенной степени будет определяться прогрессом в реализации третьего этапа реформы, включая развитие инфраструктуры (сетей железных дорог, подходов к портам и погранпереходам, грузовых терминалов), обновление подвижного состава, совершенствование логистических технологий и др.
Несмотря на снижение объема грузооборота в 2009 году на 15% в среднесрочной перспективе (в 2011-2012 годах) аналитики прогнозируют рост по данному показателю до уровня 2008 года.
Согласно данным исследования "Рынка грузового железнодорожного транспорта России и стран СНГ", устойчивая тенденция к росту перевозок наметилась уже во втором полугодии 2009 года. Так сократилось количество простаивающих грузовых вагонов, которое в начале 2009 года достигало 200 тыс.
По итогам 2009 года на долю железнодорожного транспорта приходилось более 41,8% грузооборота всех видов транспорта общего пользования. При этом спад грузооборота был отмечен по всем основным видам грузов. Наименьшее падение демонстрировали нефть и нефтепродукты (-1.8%), наибольшее – строительные грузы (-35%), лом черных металлов (-32,6%) и лесные грузы (-26,8%).
Объясняется это тем, что, прежде всего, ростом объемов промышленного производства, а также устойчивым трендом повышения уровня экспортных перевозок, который сформировался уже с августа 2009 года. В тоже время грузооборот импортных товаров показывает положительную динамику и к январю февралю 2010 года прибавил 105,3% по отношению к тому же периоду в 2009-м.
Кроме того, увеличение объема погрузки на железнодорожном транспорте в январе-феврале 2010 года к уровню января-февраля 2009 года наблюдалось практически по всем видам грузов. Так, перевозки строительных грузов увеличились на 2,9%, кокса - на 74,3%, каменного угля - на 15,5%, руды цветной - на 19,0%, черных металлов - на 14,8%, лома черных металлов - на 39,9%, руды железной и марганцевой - на 25,1%, нефти и нефтепродуктов - на 8,7%, химических и минеральных удобрений - на 31,1%, погрузка лесных грузов - на 14,0%. Перевозка зерна и продуктов перемола сократилась на 26,9%, цемента - на 6,3 %. В 2010 году ожидается увеличение погрузки и грузооборота примерна на 3,7-3,8%.
Таблица 1 Структура грузов, перевозимых ЖД транспортом
Рынок железнодорожных перевозок растет высокими темпами - он стабилен и прогнозируем по ключевым сегментам, говорит управляющий директор «Евросиб СПб-транспортные системы». По его словам, среди конкурентных преимуществ крупных компаний, работающих на данном рынке, следует отметить накопленный опыт и компетенции, возможность постоянно совершенствовать свои логистические схемы и технологии транспортировки грузов. По словам специалистов, рост железнодорожных перевозок в 2008-2010 годах ожидается на уровне 2-3,5%. «Грузооборот железнодорожного транспорта в 2015 году составит около 2700 млрд. т-км, что соответствует среднегодовому росту в 2008-2015 годах на уровне 3,2-3,3%»,