Вагонный парк

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2007 году вагонный парк частных компаний вырос на 16%, до 346 тыс. вагонов, со средним сроком эксплуатации около 12 лет, а вагонный парк РЖД (в том числе дочерние компании) сократился на 0,2%, до 621 тыс. вагонов, со средним возрастом около 23 лет. По словам руководителя отдела исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимира Савчука, в общей сложности в прошлом году было закуплено 58,8 тыс. вагонов (28% РЖД, 72% частные операторы). На сегодняшний день на долю частных операторов приходится 35,8% всего вагонного парка страны.

При этом только 9 частных компаний владеют собственными магистральными локомотивами - в 2007 году им принадлежало 128 магистральных локомотивов. Это компании «Трансойл», «Балтранссервис», «Новая перевозочная компания» (НПК), «Трансгарант», «Евразтранс», «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), «СФАТ», «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ) и «ММК-Транс». В лидерах - «Балтранссервис» (49 тепловозов, в том числе арендованные) и «Трансойл» (37 тепловозов).

Таблица 5 Структура вагонного парка России, январь 2009 года, штук

Тип вагона

Количество

Средний возраст парка

Доля, %

Полувагоны

489 934

16

34,7%

Цистерны

332 817

17

23,6%

крытые вагоны

143 040

23

10,1%

Платформы

103 306

24

7,3%

Зерновозы

61 356

21

4,3%

Минераловозы

50 075

15

3,5%

платформы фитинговые

45 808

18

3,2%

Цементовозы

44 584

18

3,2%

Думпкары

29 762

20

2,1%

термоса/рефы

25 515

22

1,8%

Хопперы

22 529

24

1,6%

Прочие

11 980

24

0,8%

Контейнеровозы

10 331

28

0,7%

Окатышевозы

8 997

17

0,6%

Автомобилевозы

7 684

18

0,5%

цистерны для сыпучих грузов

7 097

23

0,5%

платформы лесные

6 187

22

0,4%

платформы для длинномеров

3 639

12

0,3%

Транспортеры

1 941

25

0,1%

Щеповозы

1 636

14

0,1%

крытые вагоны для легковеса

1 387

2

0,1%

хопперы для глинозема и алюминия

606

4

0,0%

Апатитовозы

538

23

0,0%

Общий итог

1 410 749

18

100,0%

Навигация