К железнодорожным подъездным путям относят пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений. Они связаны с общей сетью железных дорог России непрерывной рельсовой колеей.
Подъездной путь представляет собой железнодорожный комплекс, состоящий из путевого хозяйства, складских устройств, погрузочно-разгрузочных механизмов, приборов для взвешивания подвижного состава, дозировочных устройств, устройств сигнализации и связи, т.е. всего, что связано с погрузкой, выгрузкой и маневровой работой.
Согласно Уставу железных дорог (ст. 55) подъездной путь должен обеспечивать в соответствии с объемом перевозок бесперебойную погрузку и выгрузку, маневровую работу и рациональное использование вагонов и локомотивов.
Подъездные пути на железной дороге играют большую роль: на них начинается и завершается процесс перевозки, а также выполняется основная часть грузовых операций (90% погрузки и 77% выгрузки).
В России имеется около 23 тыс. железнодорожных подъездных путей, их протяженность в 1996 г. составляла 120,8 тыс. км, из которых свыше 70 тыс. км имеют нормальную ширину колеи. Около 5 тыс. станций имеют примыкания подъездного пути. Основная часть подъездных путей принадлежит МПС. Однако предприятия металлургической, химической и лесной промышленности имеют подъездные пути, соответствующие характеру работ, выполняемых на этих предприятиях.
По характеру выполняемых работ подъездные пути подразделяются на имеющие и не имеющие технологические перевозки.
К первым относятся такие, на которых перевозки связаны не только с производством продукции данного предприятия (металлургическая и химическая и др.), но и с выполнением на них различных операций по отправлению продукции потребителям.
Подъездные пути, не имеющие технологических перевозок, находятся, как правило, в ведении железных дорог, но обслуживают только данное предприятие по отправке продукции потребителю. Содержат такие подъездные пути железные дороги по общим сметам в плановом порядке. Предприятия, пользующиеся ими, своими средствами должны обеспечивать чистоту и порядок.
Однако некоторые отрасли промышленности (металлургическая, машиностроительная) имеют развитую сеть рельсовых путей, по которым осуществляются внутризаводские перевозки, связанные с производственным процессом. Например, от ритмичной работы внутризаводского транспорта на металлургических заводах целиком зависит нормальная работа смежных цехов по выплавке чугуна, стали и т.п.
Имеются подъездные железнодорожные пути и снабженческо-сбытовые базы и склады системы материально-технического снабжения. На этих подъездных путях производят операции по приемке различных видов груза, погрузке и отправлению продукции потребителям.
Объем работы подъездных путей характеризуется вагонооборотом и грузооборотом.
Вагонооборот — это сумма вагонов, поступивших на подъездной путь и убывших с него за определенный отчетный период (сутки, декаду, месяц)
Грузооборот — это сумма вагонов, погруженных и выгруженных на подъездном пути за отчетный период времени (сутки, месяцы).
Среднесуточный грузооборот — сумма погруженных и выгруженных вагонов в течение года, деленная на число дней в году.
По характеру работы подъездные пути могут быть:
Погрузочные;
Выгрузочные;
Погрузочно-разгрузочные.
В зависимости от расположения отдельных станций соединительных путей между ними схемы путевого развития транспорта промышленных предприятий можно подразделить на тупиковые, проходные и петлевые. Каждая из этих схем имеет свои достоинства и недостатки.
Так, тупиковая схема применяется для предприятий с небольшим грузооборотом. К достоинствам этой схемы относятся короткие пробеги вагонов, небольшое путевое развитие и возможность расположения цехов и складов несколькими трассами с разными отметками. К недостаткам схемы следует отнести большую загрузку горловины.
Проходные схемы применяются для предприятий с большим грузооборотом, поступающим с двух направлений. При такой схеме уменьшается «перепробег» вагонов, если сырье поступает с одной стороны, а продукция имеет выход в другую сторону. На ней упрощается развязка горловины, но требуется устройство двух станций.
Петлевая схема применяется для предприятий с большим грузооборотом, поступающим преимущественно с одного направления. К достоинствам схемы относятся поточность и простота, отсутствие встречных пересечений в горловине станции. К недостаткам этой схемы относятся перепробеги вагонов. Кроме того, такие схемы требуют большой площади.
Существуют различные по грузообороту подъездные пути. Маломощные подъездные пути не создают условий для организации четкой и эффективной их работы, а также наблюдается слабое использование маневровых средств и погрузочно-разгрузочных механизмов.
Взаимоотношения железной дороги с предприятием, имеющим подъездной путь, регулирует договор на его эксплуатацию или на подачу и уборку вагонов.