Технологический процесс работы предприятий железной дороги — это система организации грузовых и коммерческих работ по приему, подготовке, отгрузке и доставке продукции потребителям.
Предъявленный к перевозке груз должен быть соответствующим образом подготовлен и оформлен. Подготовка груза заключается в надлежащей его упаковке и снабжении ясными отличительными знаками и марками (маркировка), наносимыми на грузовые места, т.е. подготовка груза к транспортированию.
Предъявляя груз к перевозке, отправитель обязан заполнить накладную, строго руководствуясь Правилами перевозок грузов на определенном виде транспорта.
В пунктах отправления, в пути следования и назначения отправители и получатели выполняют так называемые коммерческие операции (подготовку и прием грузов к перевозке, оформление перевозочных документов, взимание провозных плат и сборов, пломбирование вагонов, оформление переадресовки, хранение груза на станциях назначения, выдачу получателям), являющиеся составной частью перевозочного процесса.
Кроме перечисленных операций производят операции по погрузке, прибытии, хранению и выдаче груза.
Операции по погрузке. В соответствии с Уставом (ст. 28) железных дорог погрузка производится:
Железной дорогой — в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы;
Отправителями и получателями — в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если погрузка, выгрузка грузов не обязательны для железной дороги.
Грузовые операции на местах общего пользования выполняют механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ.
Операции по прибытии грузов. По прибытии поезда на грузовой станции производятся технический и коммерческий осмотр, прием документов от машиниста или главного кондуктора, проверка состава по телеграмме — натурному листу и меловая разметка вагонов по пунктам выгрузки. В технической конторе на всех дорожных ведомостях и вагонных листах ставится календарный штемпель — дата и время прибытия груза.
В вагонном листе указывается номер поезда. После этого документы записывают в книгу сдачи в товарной конторе (ГУ-48), где указывается номер вагона и накладной. Затем дорожная ведомость и накладные передают в товарную контору, а вагонные листы — на грузовой двор или в пункт выгрузки. Хранение и выдача груза. Размещают и хранят грузы в складах по специализации, установленной технологическим процессом.
Однако Устав (ст. 47) требует от получателя своевременного приема и вывоза со станции груза, прибывшего в его адрес.
Прибывшие грузы хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 ч. Этот срок исчисляется с 24 ч 00 мин на день выгрузки груза или контейнера и подачи вагонов под выгрузку средствами получателя.
При возникновении затруднений на станции из-за несвоевременного вывоза грузов получателями начальник отделения дороги имеет право увеличить плату за хранение до пятикратного размера (Устав, ст. 47), однако только по истечении срока и после объявления на станции.
Перевозочный процесс заканчивается выдачей груза получателю.
Для получения груза представитель должен иметь разовую или постоянную доверенность, подписанную руководителем и главным (старшим) бухгалтером, заверенную печатью.
Разовая доверенность после получения груза прилагается к накладной.
Постоянную доверенность выдают на определенный срок, ее хранят в товарной конторе, а лицо, получающее грузы, должно иметь копию постоянной доверенности. Согласно Уставу (ст. 36) грузы выдаются получателю после внесения платежей. При обнаружении неисправности вагона или признании порчи, повреждения, недостачи грузов составляют акт общей формы или коммерческий акт. При перевозке груза может произойти изменение первоначальной массы груза (естественная убыль груза). Естественная убыль — это изменение первоначальной массы груза вследствие его конкретных свойств под влиянием различных внешних причин. Особенно заметна естественная убыль при перевозках и хранении.