Железнодорожные перевозки являются ключевым, а в некоторых случаях – единственным способом перевозки грузов и передвижения пассажиров.
Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается объемом выполненных им перевозок: доля этого вида транспорта составляет в настоящее время чуть более 80 % грузооборота России (исключая трубопроводный транспорт). В системе железнодорожного транспорта занято 1,30 млн. человек, что составляет более 2 % трудоспособного населения России.
Системный анализ современного состояния железнодорожного транспорта в России и тенденций его развития показывают, что, несмотря на его стабильную работу, для отрасли в целом характерен ряд серьезных проблем:
1) уровень эффективности железнодорожного транспорта, ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям, не в полной мере отвечают требованиям складывающейся экономической ситуации. Низок уровень мотивации работников, относительно низок уровень оплаты труда отдельных категорий работников, наметилась опасная тенденция оттока высококвалифицированных специалистов из отрасли;
2) система государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта недостаточно эффективна, в частности:
– система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна;
– существует несколько тарифных центров и тарифных систем;
– отсутствует механизм предоставления равного доступа к инфраструктуре независимых компаний перевозчиков;
– регулирование деятельности монопольных поставщиков ресурсов для естественных монополий практически отсутствует (топливо, энергия);
3) высокая степень износа основных фондов создает опасность потери технологической устойчивости железнодорожного транспорта (износ основных фондов возрос в последнее время до 56 %).
Полная восстановительная стоимость основных средств, выбывающих в течение последующих 5 лет, превышает 780 млрд. рублей. Убытки от пассажирских перевозок превышают 35 млрд. рублей в год.