Автогрейдер предназначен для землеройно-профилировочных работ и служит для эксплуатации в дорожном строительстве. Автогрейдер Д3-98А как мощную и высоко эффективную дорожно-строительную машину целесообразно применять при выполнении особо энергоемких земляных работ большого объема или работ в тяжелых дорожных условиях.
Автогрейдером выполняются следующие работы:
1.Строительство и капитальный ремонт грунтовых и гравийных дорог.
2.Устройство в грунтовом полотне нароста под основание дороги.
3.Перемещение грунта в насыпь.
4.Разравнивание насыпного грунта и планировка поверхности.
5.Перемещение инертных материалов со стабилизирующими добавками при смешивании их на дороге.
6.Киркование (разрыхление грунта и изношенных полотен дорог).
7.Планировка поверхности больших территорий.
8.Очищение дорог и территорий от снежного заноса.
Автогрейдер (рис.2.1.) представляет собой трехосную машину и состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, рабочего оборудования, механизмов и систем управления, рабочего места машиниста.
Двигатель преобразует химическую энергию топлива, сгорающего в его цилиндрах, в тепловую энергию, а затем в механическую, передаваемую коленчатому валу.
Трансмиссия автогрейдера представляет собой группу механизмов, предназначенных для передачи вращательного движения коленчатого вала ведущим колесам. Механизмами трансмиссии производится плавное троганье автогрейдера с места и остановка, изменение скорости и направления движения. В трансмиссию входят: муфта сцепления, коробка передач, ведущий мост, карданная передача.
Ходовая часть – совокупность элементов, с помощью которых осуществляется передвижение автогрейдера и реализация его силы тяги. К ходовой части автогрейдера относят основную раму с механизмами подвески ведущего моста, переднюю ось с колесами, а также колеса средней и задней осей, конструктивно объединенных в заднюю тележку.
Рабочее оборудование предназначено для непосредственного выполнения операций автогрейдера – резание и перемещение грунта или других материалов.
Рабочее оборудование делится на основное, постоянно установленное на машине, и дополнительное – сменное, предназначенное для вспомогательных операций.
К основному рабочему оборудованию относится отвал 16 с тяговой рамой 18 и механизмом ее подвески 8, к дополнительному – кирковщик 1.
Механизмы и системы управления предназначены для выбора машинистом направления движения автогрейдера, изменения положения рабочего оборудования в процессе работы, быстрой остановки двигателя автогрейдера или удержания его на месте, запуска двигателя, освещения и сигнализации. Механизмы и системы управления включают в себя : рулевое управление, гидросистему, тормоза и электрооборудование.
К рабочему месту машиниста относится: кабина 10 с сидением, пультами управления, система обогрева, вентиляция.
Различают рабочий и транспортный режимы автогрейдера. Основной рабочий режим заключается в срезании и перемещении грунта.
При транспортном режиме, необходимом для передвижения машины к месту работы, отвал 16 максимально поднимают. Работа автогрейдера в этом режиме практически не отличается от работы обычных транспортных средств.
Рис. 2.1. Автогрейдер.
1-кирковщик; 12-капот;
2-гидроцилиндр кирковщика; 13-крыло;
3-передняя фара; 14-масляный фильтр
4-основная рама; гидросистемы;
5-рулевое управление; 15-поворотный круг;
6-карданная передача привода 16-отвал;
переднего моста; 17-гидроцилиндр выноса
7-гидроцилиндр подъема и опускания тяговой рамы;
отвала; 18-тяговая рама;
8-подвеска тяговой рамы; 19-редуктор поворота
9-фары кабины; отвала;
10-кабина; 20-гидромотор.
11-воздухоочиститель;