В течение не менее 30 минут необходимо фиксировать наблюдаемые маневры, записывая в соответствующую колонку индекс опасности маневра: б (бесконфликтный), к (конфликтный), о (опасный). При этом, опасные маневры подразделяются на 3 категории: легкая (л), средняя (с), тяжелая (т).
Приведем некоторые определения, которыми следует руководствоваться при выполнении данной работы.
Маневром называется существенное изменение скорости и (или) направления движения ТС. В зависимости от темпа изменения скорости или направления маневры подразделяются на служебные (темп - невысокий или умеренный) и экстренные (темп — высокий или предельный). В зависимости от характера взаимодействия с другими участниками движения маневры подразделяются на следующие категории опасности:
бесконфликтный — выполняется свободно, без видимого взаимодействия с другими участниками, когда ближайший главный конфликтующий участник прибудет (или уже убыл) в конфликтную точку не ранее чем через 3 с после оставления ее второстепенным конфликтующим участником;
конфликтный - когда для избежания коллизии главный конфликтующий участник вынужден предпринять служебные уклончивые действия, либо когда второстепенный конфликтующий участник вынужден экстренно отказываться от намеченного маневра;
опасный - как правило, вызывающий конфликтную ситуацию и имеющий место тогда, когда участники независимо от приоритета для избежания коллизии вынуждены предпринимать экстренные уклончивые действия.
Конфликтные ситуации подразделяются на 3 категории:
легкая - характеризуется как "очень опасно";
средняя - характеризуется как "чудом пронесло";
тяжелая - характеризуется как "чудом уцелел", когда произошел физический контакт между участниками, однако существенные повреждения ТС отсутствуют, а люди не пострадали.
На рисунке 3.5.1 показан участок дороги, на котором выполнялись замеры, а также наблюдаемые исследуемые ситуации за время наблюдения, занесем эти значения в таблицу 3.5.1.
Таблица 3.5.1 – Результаты исследований маневрирования
опасность |
Опережение МТС выполняющих посадку-высадку пассажиров |
примыкание |
итого | ||
шт. |
% | ||||
бесконфликтная |
9 |
18 |
27 |
90 | |
опасная |
л |
- |
- |
- |
- |
с |
- |
- |
- |
- | |
т |
- |
- |
- |
- | |
конфликтная |
- |
3 |
3 |
10 |
На рисунке 3.5.2 показано распределение маневров по степени опасности
Рисунок 3.5.2 – Распределение маневров по степени опасности
За время наблюдения было выявлено, что в основном на этом участке дороге происходят бесконфликтные маневры, они составляют 90% от общего числа маневров.