Полуось заднего моста автомобиля ГАЗ – 53 А изготовлена из стали 40Г, твердость шлицев HRC 47…60. В процессе работы полуоси осуществляют передачу крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам автомобиля. Крутящий момент носит знакопеременный характер. Они передают крутящий момент. Полуось выполняется в виде сплошного вала.
Внутренний конец полуоси имеет шлицы, а наружный – фланец. Полуось внутренним концом связана с шестерней, находящейся в корпусе дифференциала, вследствие, этого в процессе работы происходит износ шлицев полуоси (характер износа: шлицы изнашиваются по боковым поверхностям, наружный диаметр шлицевого конца не изнашивается) и зубьев шестерни, износ шейки вала под сальник. Через фланец полуосей осуществляется жесткая связь с ведущими колесами автомобиля, вследствие чего возникает деформация (погнутость) фланца в местах крепления.
Основными рабочими поверхностями являются: поверхность под сальник, торец фланца, поверхность шлиц. Условия работы этой детали диктуют необходимость, чтобы поверхность шлиц была c твердостью HRC 47…60.
Диаметр шлицевого конца и шейки под сальник должны быть шлифованы.
Полуось заднего моста принадлежит к классу деталей "круглые стержни". Детали этого класса изготавливаются из конструкционных среднеуглеродистых и легированных сталей, высокопрочного чугуна. Рабочие поверхности в большинстве случаев подвергают закалке токами высокой частоты или цементации с последующей закалкой и низкотемпературным отпуском.
Для обеспечения технических условий износ шлиц восстанавливают наплавкой, а шейку под сальник восстанавливают независимо от того, изношены они или нет.
Исходные данные
N = 2500 шт. автомобилей;
Kр = 0,6;
m = 2.
Обоснование размера партии деталей
Размер партии на ремонт полуоси определяется по формуле:
гдеN – годовая производственная программа;
Kр – коэффициент ремонта полуоси;
m – число одноименных деталей в машине.
Выбор рационального способа восстановления детали
Технологический критерий
Дефект |
Способы восстановления детали |
Износ шлицев |
Механизированная наплавка: - подфлюсовая (применяется для наплавки шлиц); - вибродуговая (для деталей работающих при знакопеременных нагрузках не рекомендуется, после наплавки снижается усталостная прочность детали); - в среде углекислого газа (применяется для деталей диаметром 25 мм и выше с небольшим запасом прочности, происходит снижение прочности после наплавки, что не приемлемо для деталей работающих при знакопеременных нагрузках) |
Износ шейки под сальник |
Механическая наплавка - подфлюсовая (целесообразно применять для восстановления деталей диаметром более 55 мм) - вибродуговая - в среде углекислого газа (применяется для сварки кузова и оперения автомобиля) |
Из перечисленных выше способов восстановления выбираем:
а) для восстановления шлицев – подфлюсовая наплавка;
б) для восстановления шейки под сальник – подфлюсовая наплавка.
Критерий долговечности
гдеТв – ресурс восстановленной детали;
Тн – ресурс новой детали.
При сравнении способов восстановления выбираем тот способ у которого Кд больше - подфлюсовая наплавка Кд = 0,79.