Методы принятия и формы реализации решений в работе диспетчерского аппарата

Транспорт » Диспетчерский аппарат порта » Методы принятия и формы реализации решений в работе диспетчерского аппарата

Страница 1

диспетчерский порт руководство технический

Совокупность методов принятия решения, которые применяют в оперативном управлении, условно подразделяют на две группы: эвристические и математические методы.

Эвристические методы обобщают различные правила и приемы; разработанные многолетней практикой работы диспетчерского аппарата и позволяют выбрать из множества допустимых решений одно или несколько наиболее приемлемых.

К наиболее распространенным эвристическим приемам, используемым в практике оперативного управления, относятся:

перебор вариантов допустимого множества решений;

система паритетов при выборе очередности обслуживания судов;

-применение функции (функций) предпочтение для оценки варрантов использования трудовых и технических ресурсов порта.

Математические методы базируются на использовании формальных схем и процедур принятия решений, построенных на математических закономерностях. Это - перспективные методы, которые в условиях внедрения автоматизированных систем управления будут находить все более широкое применение.

Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в оперативном управлении, являются: имитационное моделирование, теория расписаний и алгоритмические методы с использованием функций предпочтения.

В оперативном управлении работой порта традиционно используются все известные методы управления: административные, организационные, социально-психологические, идеологические и экономические.

Административные методы управления (АМУ) основаны на властных полномочиях должностных лиц, обусловленных ответственностью контролируемой ситуации, высокой материальной стоимостью объектов, находящихся в сфере производства, безопасностью персонала, окружающей среды и т.п.

В работе морских портов, обеспечивающих устойчивость и эффективность транспортного процесса в целом, административные методы управления всегда занимали ведущее место. Они реализуются через обязательные для порта положения: оперативные планы (сводный график подачи судов в порт, согласованный план подачи вагонов и автотранспорта, сменно-суточные планы, графики обработки судов и др.); приказы и распоряжение административно-распорядительского персонала (письменные и устные, в том числе, по телефону), касающиеся вопросов регулирования хода обработки судов и смежных видов транспорта, перемещения и складирования грузов.

Организационные методы управления (ОМУ) дополняют административные методы управления в части регламента действии исполнителей и должностных лиц в конкретных ситуациях, выполнения производственных операций и управленческих процедур, нормирования параметров производственного процесса и использования ресурсов предприятия.

Реализация ОМУ осуществляется через создание систем нормативов и регламентирующих документов. Система нормативов порта включает нормативы: на обработку транспортных средств, обслуживание судов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, расхода ресурсов (трудовых, материалов, энергетических, сепарации, инвентаря и др.).

Социально-психологические методы управления (СПМ) приобретают в последние годы все большее значение. Они основаны на использовании человеческого фактора и направлены на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективах, в интересах достижения поставленных перед ними целей. Эти методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они предусматривают воспитание группового самосознания коллектива с учетом индивидуальных психологических особенностей работников. Эта цель преследует развитие бригадных форм организации труда докеров, внедрение в портах коллективного и арендного подрядов, развитие внутреннего хозяйственного расчета, создание советов трудовых коллективов, повышение роли трудящихся в управлении производством. Развитие хозяйственного расчета позволяет строить работу коллективов на основе планов социального развития.

Использование СПМ предполагает выявление мотивов трудовой деятельности и направления усилий трудовых коллективов на достижения поставленных целей.

Идеологические методы управления (ИМУ) предусматривают использование морально-этических и идеологических качеств отдельных работников для выполнения поставленной задачи, и в этом аспекте они дополняют СПМ. Хотя последние годы характеризуются резким спадом применения идеологических методов управления, но, тем не менее, их нельзя исключить из арсенала методов управления.

Экономические методы управления (ЭМУ) предназначены для воздействия на экономические отношения в коллективах. Эти методы реализуются путем создания экономических условий (мотиваций), мобилизующих работников и трудовые коллективы добиваться поставленных перед ними задач. Именно, экономические методы управления позволяют соединить интересы отдельного работника с интересами предприятия в целом.

Страницы: 1 2

Навигация