Существует два метода оценки навигационной безопасности плавания – априорный и апостериорный. Априорный метод основан на использовании математической модели навигационной безопасности плавания, позволяющей оценить ожидаемую вероятность исключения отказов в системе мореплавания. При этом под системой мореплавания понимается весь комплекс навигационно-гидрографического обеспечения и деятельности штурманской службы судна.
Апостериорный, или статистический, метод основан на обработке статистических данных, характеризующих навигационные происшествия, случившиеся с судном за определенный период прошедшего времени. В данном разделе последовательно рассматривается сущность обоих методов.
На основе использования априорного метода решаются следующие практические задачи:
– оценка навигационной безопасности плавания конкретного судна на заданном участке маршрута движения в ожидаемых (прогнозируемых) гидрометеоусловиях;
– количественная оценка допустимых параметров навигационной безопасности плавания, обеспечивающих безопасность судна с заданной вероятностью;
– разработка обоснованных расчетом рекомендаций по навигационно-гидрографическому обеспечению безопасности плавания и по выбору оптимального (наивыгоднейшего) пути движения судна, при котором достигается максимальная степень исключения навигационных происшествий и высокая эффективность решаемых задач.
Поскольку различные участки маршрута движения судна отличаются различными навигационно-гидрографическими, географическими и гидрометеорологическими условиями, то оценка навигационной безопасности плавания оценивается отдельно на каждом участке. При этом протяженность каждого отдельного участка зависит от степени однородности указанных условий. Рассмотрим математическую модель априорной оценки навигационной безопасности плавания.
Вероятность навигационной безопасности на участке маршрута зависит от вероятности плавания, безопасного от посадки судна на мель или от его выхода за пределы установленной (разрешенной или безопасной) полосы или зоны, и от вероятности плавания, безопасного от столкновения с другими судами.
Первая из этих вероятностей зависит от точности и надежности навигации (от навигационно-гидрографического обеспечения и от деятельности штурманской службы судна), поэтому ее будем обозначать символом Рн, а вероятность плавания, безопасного от столкновения с судами, зависящую, главным образом, от качества управления судном, будем обозначать символом Ру.
Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев события, связанные с посадкой судна на мель, касанием грунта или со столкновением судов, являются независимыми, можно в самом общем виде написать основу математической модели навигационной безопасности плавания:
РНБП = РН*РУ. (1.1.1)
где:РНБП – вероятность навигационной безопасности плавания;
РН – вероятность плавания, безопасного от посадки на судна на мель и выхода его за пределы фарватера;
РУ – вероятность плавания, безопасного от столкновения с другими судами.