Количественная оценка степени напряженности мореплавания в заданных районах с интенсивным судоходством – при подходах к портам, к проливам и каналам, а также определения вероятности столкновения судов в таких районах является серьезной и важной научной и практической проблемой.
Ожидаемое количество столкновений судов на одном участке маршрута (при подходе к порту) с заданной площадью S (кв.км) за заданный интервал времени t (ч) вычисляется следующим образом.
При встречном движении:
(6.1.1)
где:Vo – относительная скорость при встречном движении (относительная скорость сближения судов), км/ч;
Dв – область столкновения судов, отнесенная к длине маршрута при подходе к порту.
Ее осредненное значение для районов, прилегающих к портам ориентировочно равно Dв = 2,1/км; t – плотность потока судов, No – количество судов, находящихся одновременно на подходном маршруте, отнесенное к единице площади подходного маршрута Sо:
t = No / Sо.
При обгоне (при попутном движении):
(6.1.2)
где:V'o – относительная скорость судов при обгоне, км/ч;
Dп – область столкновения судов, отнесенная к длине маршрута при подходе к порту. Ее осредненное значение для районов, прилегающих к портам ориентировочно равно Dп = 5,6–6, 1/км.
Вероятности столкновения судов при встречном и попутном движениях (при обгоне) вычисляются по формулам:
(6.1.3)
где Ns – количество судов, движущихся на заданном участке маршрута в течение заданного времени t.
Если корабль следует в полосе двухстороннего движения, то вероятность столкновения вычисляется на основе применения теорем сложения и умножения вероятностей (вероятность столкновения или со встречным судном, или с попутным при условии, что столкновение сразу с двумя судами – событие недостоверное):
(6.1.4)
Ответ, как правило, дает неоправданно оптимистический результат, так как не учитывает важного фактора, влияющего на столкновения судов,– правильность выбора маневра для расхождения одновременно с несколькими встречными судами и своевременность его реализации.
Следует заметить, что формула (6.1.4) может быть использована и при априорных расчетах вероятности столкновения. В этом случае QB = 1 – Pу, QП = 1 – P'у и поэтому:
Q = (1 – Pу)P'у + (1 – P'у)Pу. (6.1.5)