Статистический прогноз столкновений судов

Количественная оценка степени напряженности мореплавания в заданных районах с интенсивным судоходством – при подходах к портам, к проливам и каналам, а также определения вероятности столкновения судов в таких районах является серьезной и важной научной и практической проблемой.

Ожидаемое количество столкновений судов на одном участке маршрута (при подходе к порту) с заданной площадью S (кв.км) за заданный интервал времени t (ч) вычисляется следующим образом.

При встречном движении:

image101 (6.1.1)

где:Vo – относительная скорость при встречном движении (относительная скорость сближения судов), км/ч;

Dв – область столкновения судов, отнесенная к длине маршрута при подходе к порту.

Ее осредненное значение для районов, прилегающих к портам ориентировочно равно Dв = 2,1/км; t – плотность потока судов, No – количество судов, находящихся одновременно на подходном маршруте, отнесенное к единице площади подходного маршрута Sо:

t = No / Sо.

При обгоне (при попутном движении):

image102 (6.1.2)

где:V'o – относительная скорость судов при обгоне, км/ч;

Dп – область столкновения судов, отнесенная к длине маршрута при подходе к порту. Ее осредненное значение для районов, прилегающих к портам ориентировочно равно Dп = 5,6–6, 1/км.

Вероятности столкновения судов при встречном и попутном движениях (при обгоне) вычисляются по формулам:

image103(6.1.3)

где Ns – количество судов, движущихся на заданном участке маршрута в течение заданного времени t.

Если корабль следует в полосе двухстороннего движения, то вероятность столкновения вычисляется на основе применения теорем сложения и умножения вероятностей (вероятность столкновения или со встречным судном, или с попутным при условии, что столкновение сразу с двумя судами – событие недостоверное):

image104(6.1.4)

Ответ, как правило, дает неоправданно оптимистический результат, так как не учитывает важного фактора, влияющего на столкновения судов,– правильность выбора маневра для расхождения одновременно с несколькими встречными судами и своевременность его реализации.

Следует заметить, что формула (6.1.4) может быть использована и при априорных расчетах вероятности столкновения. В этом случае QB = 1 – Pу, QП = 1 – P'у и поэтому:

Q = (1 – Pу)P'у + (1 – P'у)Pу. (6.1.5)

Навигация