Оси для подшипников скольжения по торцам шеек имеют буртики М (см. рис. 15, в), служащие для ограничения смещения подшипников вдоль оси наружу при движении вагона.
На торцах всех типов осей предусмотрены центровые отверстия (см. рис.15, д, е), служащие для установки и закрепления оси или колёсной пары в центрах при обработке на токарном станке. Форма и размеры центровых отверстий стандартизованы.
Рис.15 Типы вагонных осей
Оси колёсных пар, оборудуемых дисковым тормозом, а также оси, на которых предусмотрена установка привода подвагонного генератора, имеются посадочные поверхности для установки тормозных дисков или деталей редуктора. Основные размеры и допускаемые нагрузки для стандартных типов осей вагонов широкой колеи, кроме вагонов электро- и дизель-поездов приведены в табл.6.
На шейки осей РУ1 и РУ1Ш устанавливают роликовые подшипники с наружным диаметром 250 мм, а на оси РУ – диаметром 280 мм. Поэтому посадочные диаметры у них разные. Диаметры шеек оси III типа, применяемой в вагонах старых типов, используемых в основном на подъездных путях промышленных предприятий, имеет больший диаметр шеек в связи с возможными переточками в эксплуатации.
Для грузовых вагонов с повышенными нагрузками от колёсной пары на рельсы до 245 кН предусмотрена усиленная ось, имеющая увеличенные диаметры.
Оси проектируют в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150. Для вагонов магистральных дорог колеи 1520 мм оси изготавливают из осевой заготовки по ГОСТТ 4728: для вагонов основных типов применяется сталь марки ОсВ, для вагонов электропоездов – сталь марки ОсЛ. Химический состав осевой стали в %: углерода 0,4…0,48, марганца 0,55…0,85, кремния 0,15…0,35, фосфора – не более 0,04, серы – не более 0,45; хрома и никеля – не более каждого по 0,3; меди – не более 0,25.
Таблица 6
Тип оси |
Диаметр, мм |
Длина шейки, мм |
Общая длина оси, мм |
Расстояние между центрами приложения нагрузки на шейки, мм |
Наибольшая статическая нагрузка от колёсной пары вагонов на рельсы, кН () | ||||
шейка |
Предпосту-пичная часть |
подступичная часть |
середина |
Грузовые |
Пассажирские | ||||
РУ1 |
130 |
165 |
194 |
165 |
176 |
2295 |
2036 |
230(23,5) |
176,5 (18) |
РУ1Ш |
130 |
165 |
194 |
165 |
190 |
2294 |
2036 |
230 (23,5) |
176,5 (18) |
РУ |
135 |
165 |
194 |
165 |
248 |
2390 |
2036 |
230 (23,5) |
176,5 (18) |
III |
145 |
170 |
194 |
165 |
254 |
2330 |
2036 |
230 (23,5) | |
140 |
175 |
205 |
170 |
190 |
2216 |
2036 |
245 (25) |