Способы и средства доставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом

Транспорт » Способы слива высоковязких нефтепродуктов » Способы и средства доставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом

Нефть и нефтепродукты перевозятся в железнодорожных цистернах, грузоподъемность которых 25,50,60,90 и 120 т. (м3). Наибольшее распространение имеют четырехосные цистерны объемом 50 и 60 м3.

Вагоны-цистерны формируют поезда, называемые наливными маршрутами. При маршрутной доставке нефтепродуктов наиболее полно используются железнодорожные цистерны, обеспечивая максимально возможное снижение времени простоя их под сливом и наливом.

Современные типы железнодорожных цистерн оборудуются универсальными сливными приборами диаметром 200 мм, устанавливаемыми в нижней части котла цистерны, что обеспечивает полный слив нефтепродукта.

Цистерны, предназначенные для перевозки высоковязких застывающих нефтепродуктов, оборудуют наружными паровыми рубашками или внутренними устройствами для подогрева. Наличие паровой рубашки способствует уменьшению времени простоя цистерн под сливом и сводит до минимума остатки продукта. Паровая рубашка обеспечивает подогрев пограничного слоя застывшего нефтепродукта, без разогрева остальной его массы при минимальном расходе пара.

Паровую рубашку устанавливают в нижней части котла на расстоянии около 30 мм от стенки цистерны с зазором, в которой поступает пар для разогрева нефтепродукта перед сливом. Пар подается через паровую рубашку сливного прибора, а конденсат отводится через патрубки паровой рубашки цистерны.

Цистерны с внутренними подогревателями обычно снабжены наружной теплоизоляцией (цистерны – термосы) для уменьшения тепловых потерь, когда цистерна находится в пути, а также когда в ней разогревают

высоковязкий нефтепродукт перед сливом. Для предохранения теплоизоляции от механических повреждений её защищают снаружи кожухом из кровельного железа. Подача пара во внутренний трубчатый подогреватель и отвод конденсата осуществляется по специальным патрубкам, выведенным наружу.

На нефтебазу цистерны, а также вагоны с тарными и вспомогательными грузами подают к железнодорожной магистрали у ближайшей станции.

Конструктивно железнодорожная цистерна (рис. 1.1) состоит из следующих основных частей: рамы 7, ходовой части 6, ударно – тяговых устройств 5, тормозного оборудования 8, котла 4, внутренней 3 и наружной 10 лестниц, устройств крепления котла к раме 11, горловины 1, сливного прибора 9, предохранительной арматуры 2.

Рис. 1.1 – Цистерна для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов

Рама служит для восприятия тяговых усилий, ударов в автосцепку, а также инерционных сил котла, возникающих при изменении скорости движения цистерны. Наружная лестница обеспечивает доступ обслуживающего персонала к горловине, а внутренняя – к поверхности и оборудованию котла изнутри.

Горловина цистерны служи для верхнего налива и слива цистерны, по обечайке горловины контролируется заполнение котла. Для этого к нижней кромке обечайки горловины приварены две сегментные планки: первая указывает уровень предельного налива, вторая – фактический уровень заполнения. Горловина котла имеет штампованно – сварную крышку, закрепляемую восемью откидными болтами. На опорное кольцо горловины ставится уплотнительное кольцо из бензоморозостойкой резины.

Рядом с горловиной расположен предохранительно – впускной клапан, который отрегулирован на избыточное давление 150000 Па и вакуум 20 000 Па.

Сливной прибор (рис. 1.2) имеет внутренние и наружный затвор. Внутренним является клапан 9, наружным – крышка 6 с уплотнительными резиновым кольцом, укрепленная на скобке и прижатая в рабочем состоянии к патрубку корпуса нажимным винтом 4. Для предотвращения самопроизвольного открытия крышка имеет стопорную гайку 5 с рукояткой.

Рис. 1.2 – Универсальный сливной прибор

В зависимости от характера проводимых операций подъездные железнодорожные пути разделяются на: основные, предназначенные для слива и налива нефти и нефтепродуктов; вспомогательные – для разгрузки или погрузки тарных грузов и других вспомогательных материалов; обгонные – для маневровых работ.

Сливно-наливные устройства располагают на прямом участке железнодорожного пути, протяженность которого зависит от объема сливно-наливных операций, однако принимается не более максимальной длины одного маршрутного состава железнодорожных цистерн. При двустороннем сливно-наливном устройстве, то есть при расположении их на двух смежных путях, расстоянии между ними принимается по габариту приближения строений к железнодорожным путям. Расстояние от сливно-наливных устройств до других путей, по которым предусматривается движение паровозов, из противопожарных соображений принимается не менее 20 м.

Нефтепродукты всех видов перевозит по железным дорогам в соответствии с «Правилами перевозок грузов» Министерства путей сообщения СССР. Этими правилами предусмотрен порядок формирования железнодорожных цистерн в маршруты (или партии), условия перевозок нефтегрузов, подачи железнодорожных маршрутов под слив и налив на эстакады, правила сдачи наполненных маршрутов по железной дороге, нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции, а также основные требования к технической эксплуатации.

Навигация