Контроль параметров автомобиля
При нажатии клавиши F8 (группа Г команд) выполняется контроль изменения параметра автомобиля в течение его разгона или выбега. Пользователь задает номер графика, и на экран дисплея выводится соответствующая зависимость. Масштабы для построения графиков выбираются автоматически. По программе предусмотрен контроль всех параметров автомобиля: 1 – ускорение; 2 – скорость; 3 – путь; 4 – сила сопротивления качению; 5 – сила сопротивления подъему; 6 – сила сопротивления воздуха; 7 – тяговая сила; 8 – крутящий момент двигателя; 9 – мощность двигателя и 10 – угловая скорость коленчатого вала.
Вывод результатов расчета в файл
При нажатии клавиши F9 (группа Д команд) результаты расчета выводятся в файл структуры DOS. Имя файла задается пользователем. Для образца на экран дисплея печатается имя rac1.dat, но можно использовать любое, допустимое имя. В начале файла содержатся цифровые данные, а в конце приведены символьные их обозначения.
Первая и вторая строки содержит заданные параметры, вводимые по команде F1, третья – F2, четвертая – F3, пятая – F4, шестая – F5, седьмая – F5, восьмая – режим разгона. Затем располагаются расчетные точки, которые заканчиваются минус 1. В конце файла приведены символьные обозначения всех параметров.
Ввод результатов расчета из файла
При нажатии клавиши F10 (группа Д команд) из файла вводятся в память компьютера результаты расчета. Имя файла задается пользователем. Для образца на экран дисплея печатается имя rac1.dat.
Из файла считываются расчетные данные и параметры автомобиля, введенные ранее по командам F1 … F6.
Печать результатов расчета на экран дисплея
При нажатии клавиши F11 (группа Д команд) результаты расчета выводятся на экран дисплея. В первой строке указываются символьные обозначения параметров автомобиля, затем печатается 16 строк расчета. После нажатия любой клавиши – следующие 16 строк, и т. д.
Обработка результатов расчета
Процесс разгона автомобиля состоит из следующих участков: 1 – разгон с места, 2 – разгон до максимальной скорости на первой передаче, 3 – переключение с первой передачи на вторую, 4 – разгон на второй передаче, 5 переключение со второй передачи на третью, 6 – разгон на третьей передаче, и так далее. На высшей передаче разгон рассчитывается до скорости на 5 … 10% меньшей максимальной. Число участков определяется числом передач.
Результаты расчетов следует отразить в пояснительной записке в виде таблиц. Затем отобразить разгон автомобиля следующими графиками:
– зависимостью скорости автомобиля от времени разгона;
– зависимостью ускорения автомобиля от времени;
– зависимостью пути автомобиля от времени.
В таблице 3 представлены, в качестве примера, результаты расчета процесса разгона автомобиля – автобуса. При расчете использованы следующие значения параметров, соответствующие командам:
F1 – Nmax = 50 кВт; wN = 400 р/с; A = B = C = 1; Kв = 0,9; KN = 1; wmin = 80 р/с; wmax = 480 р/с; Nтр = 25 кВт; wтр = 300 р/с; F2 – f0 = 0,015; k = 0,000144; i = 0,01; M = = 2500 кг; dот = 1,03; j = 0,8; Mв = 1400 кг; F3 – k = 0,4; F = 3,7 м2; F4 – iкп = 4,12, 2,64, 1,56 и 1; iо = 5,1; iрк = 1; iкр = 1; rкo = 0,28; hтр = 0,9.
На рис. 1…2 результаты расчета отражены графиками. При оформлении дипломного проекта графики следует построить в программе Excel. Для сокращения числа страниц записки можно совместить графики V (t) и j (t), или V (t) и S (t), или j (t) и S (t).
Таблица 3 Пример оформления таблиц при расчете разгона автомобиля
Трогание с места Разгон на передаче I
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м | |
0 |
1,948 |
0 |
0 |
2,06 |
1,765 |
4,00 |
4,12 | |
0,5 |
1,947 |
0,97 |
0,24 |
2,56 |
1,596 |
4,84 |
6,33 | |
1,0 |
1,946 |
1,95 |
0,97 |
3,06 |
1,380 |
5,59 |
8,95 | |
1,5 |
1,943 |
2,92 |
2,19 |
3,56 |
1,147 |
6,22 |
11,90 | |
2,0 |
1,939 |
3,89 |
3,89 |
3,72 |
1,073 |
6,40 |
12,91 | |
2,06 |
1,938 |
4,0 |
4,12 |