Объективная оценка качества работы ремонтного предприятия необходима для завоевания определенного рынка ремонтных услуг и она должна способствовать решению таких задач, как: прогнозирование и планирование качества, ценообразование с учетом качества и эффективности работ, разработка нормативно-технической документации, изучение динамики качества, моральное и материальное стимулирование за повышение качества и др.
Качество ремонта автомобиля и его агрегатов может быть оценено: единичными показателями качества, которые характеризуют только одно из свойств автомобиля и его агрегатов. Например, наработка до первого отказа характеризует безотказность, время восстановления – ремонтопригодность, ресурс после капитального ремонта – долговечность; комплексными показателями качества, которые характеризуют несколько свойств автомобиля или его агрегатов. Примером комплексного показателя может служить коэффициент готовности
К – Т0/(Т0 + Тв),
где Т0 – наработка на отказ, характеризующая безотказность автомобиля; Тв – среднее время восстановления, характеризующее ремонтопригодность автомобиля;
интегральным (или обобщенным) показателем качества, который является частным случаем комплексных показателей и отражает соотношение технических и экономических показателей автомобиля.
Показатели качества отремонтированного автомобиля и его агрегатов оценивают обычно сравнением с аналогичными показателями новых автомобилей и его агрегатов (с базовыми показателями). Для оценки качества применяют следующие методы:
дифференциальный – использует совокупность единичных и базовых показателей качества. Дифференциальный метод предполагает, что все учитываемые свойства одинаково важны;
комплексный показатель учитывает степень важности каждого свойства в формировании качества всего автомобиля или его агрегатов с помощью коэффициентов весомости;
интегральный – оценивает качество продукции как отношение полезного эффекта от ее использования к совокупным затратам на ее создание и использование. Интегральный показатель имеет четкий физический смысл – количество полезного эффекта, приходящееся на единицу затрат.