К тормозному управлению автомобиля, служащему для замедления движения, вплоть до полной остановки и удержания его на месте на стоянке, предъявляются повышенные требования, так как тормозное управление является важнейшим средством обеспечение активной безопасности автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы ГОСТ 22895–95 и международными правилами дорожного движения.
Требования к тормозным системам следующие:
– Максимальный тормозной путь максимальное установившееся замедление в соответствии с требованиями ГОСТ 22895–95 г., для пассажирских автомобилей и грузовых автомобилей в зависимости от типа испытаний.
– Сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат: линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда.)
– Стабильность тормозных свойств при неоднократном торможении.
– Минимальное время срабатывания тормозного привода.
– Силовое следящее действие тормозного привода, то есть пропорциональность между усилием на педаль и приводным моментом.
– Малая работа управления тормозными системами – усилие на тормозные педали в зависимости от назначения автотранспортного средства должно быть в пределах 500….7ОО Н, ход тормозной педали 80…180 мм.
– Отсутствие органомптических явлений (слуховых).
– Надежность всех элементов тормозных систем, основные элементы (тормозная педаль, главный тормозной цилиндр, тормозной кран и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса, должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы.
В соответствии с ГОСТ 22895–95 тормозное управление должно включать следующие тормозные системы:
– рабочую
– запасную
– стояночную
– вспомогательную (тормоз-замедлитель), обязательную для автобусов полной массой свыше 5 т. и грузовых автомобилей массой свыше 12 т., предназначенную для торможения на длительных спусках и поддерживающих скорость 30 км/ч на спуске с уклоном 7% протяженностью 6 км.
Каждая из перечисленных тормозных систем включает один или несколько тормозных механизмов и тормозной привод.