Технологический процесс окраски машин и сборочных единиц включает работы по подготовке поверхностей под окраску, грунтовку, шпатлевку, нанесение лакокрасочного покрытия и его сушку.
Для деталей тракторов и комбайнов, испытывающих в процессе работы значительную вибрацию, применение шпатлевки не желательно.
Выбор того или иного метода подготовки поверхности зависит от характера окраски (капитальная, ремонтная или профилактическая окраска), габаритных размеров и вида объекта, а также от состояния поверхности, подлежащей окраске.
Обезжиривание наиболее часто производят водными растворами синтетических моющих средств щелочного типа – МЛ-51, МС-8, МС-6, МС-5, Лабомид-101, КМ-1 и др., в струйных камерах или ваннах.
Для обезжиривания окрашиваемых поверхностей применяют также органические растворители. Их поверхности протирают хлопчатобумажной ветошью, смоченной растворителями (Уайт-спирт, бензин), щетками или окунают (мелкие детали) в ванны с уайт-спиртом, трихлорэтиленом или другими хлорированными углеводородами.
Следует отметить токсичность паров органических растворителей, обуславливающих применение оборудования специальной конструкции и эффективной вентиляции.
Перед окраской поверхности покрывают грунтовкой для улучшения сцепления краски с окрашиваемой поверхностью, повышения коррозионной стойкости и уменьшения пористости покрытия. Грунтовку наносят ровным слоем толщиной 0,015…0,20 мм. Применяются следующие марки грунтовок для окраски черных металлов: глифталевая ГФ-020 и пентафталевые ПФ-020, ПФ-033, ПФ-099. При шпатлевке при помощи шпателя, имеющего вид скребка, выемки заполняются густой массой, затвердевающей при высыхании. Толщина каждого слоя не должна превышать 0,5 мм, а общая – 1…1,5 мм. Каждый слой шпатлевки необходимо высушить до нанесения следующего. Используются шпатлевки пентафталевые ПФ-002, нитроцеллюлозные НЦ -007, НЦ-008 и др.
Тракторы и сельскохозяйственные машины обычно окрашивают пентафталевыми ПФ-133, перлохлорвениловыми ХВ-113 или меламиноалкидными МЛ-113 эмалями. Для окраски легковых автомобилей применяются быстросохнущие нитроэмали различных марок. Кабины и детали оперения грузовых автомобилей окрашивают нитроглифталевыми эмалями 519-СП, 521-СП и др. В последнее время разработаны преобразователи ржавчины, с использованием которых окраска может вестись по заржавленной поверхности. Это освобождает от необходимости производить очистку и сокращает затраты труда. Принцип действия преобразователей ржавчины состоит в том, что ржавчина преобразуется в защитный слой химически стойких нерастворимых соединений, прочно сцепленных с поверхностью металла. Грунтом-преобразователем ржавчины является, пример, ВА-0112, содержащий поливинилацетатную эмульсию, окись хрома, окись алюминия, красный железоокисный пигмент и воду.