Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на:
· ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
· первое техническое обслуживание (ТО-1);
· второе техническое обслуживание (ТО-2);
· сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя: проверку прибывающего с линии и выпускаемого на линию подвижного состава, внешний уход за ним и заправочные операции. Для проверки подвижного состава в автотранспортном предприятии создается контрольно-технический пункт (КТП) с осмотровой канавой и комплектом необходимых, инструментов, приспособлений и оборудования. Проверка подвижного состава входит в обязанности водителя и работников отдела технического контроля (ОТК).
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает контрольные, крепежные, регулировочные и смазочные операции, выполняемые, как правило, без снятия с подвижного состава или частичной разборки (вскрытия) обслуживаемых приборов, узлов и механизмов.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает в себя все операции ТО-1, производящиеся в расширенном объеме, причем в случае необходимости обслуживаемые приборы, узлы и механизмы вскрывают или снимают с подвижного состава.
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год. Оно является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года, преимущественно совмещается с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости работ.
На исследуемом АТП применяется обычная схема работы с подвижным составом во время приема автобусов с линии. Рассматриваем только работу с автобусами, так как именно этот вид транспорта непосредственно связан с технологическим процессом. Процесс технического обслуживания грузового транспорта, а так же легковых автомобилей, имеющихся в наличии на АТП, описывается в соответствующих графиках (план проведения ТО). Схема работы с подвижным составом осуществляется по схеме, приведенной в рисунке 1.
Рисунок 1.
По возвращении подвижного состава с линии, устанавливается время прибытия, показание счетчика пройденного расстояния и остаток топливав баке автобуса. Данные фиксируются в отдельной таблице. Кроме того проверяется наличие неисправностей, поломок, повреждений и определяется потребность в текущем ремонте (ТР).
В случае необходимости составляется заявка на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению, и акт о повреждении подвижного состава с указанием характера, причин поломки и лиц, ответственных за нее.
Заправочные операции ЕО — заправку автомобилей топливом, доливку масла в картер двигателя и охлаждающей жидкости в радиатор производят водители за счет своего рабочего времени, предусмотренного режимом их работы. Заправка топливом производится, как правило, на автозаправочных станциях, доливка масла и воды в автотранспортном предприятии.
ТО-1 выполняется между рабочими сменами подвижного состава (в межсменное время). Для проведения ТО-2 подвижной состав может сниматься с эксплуатации.
Техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2 выполняется через определенный пробег, устанавливаемый в зависимости от условий эксплуатации подвижного состава. Нормативная частота проведения ТО определяется по пробегу автомобиля. (таблица 2).
Таблица 2.
Типы автомобилей |
Переодичность технического обслуживания, км | |
ТО-1 |
ТО-2 | |
Легковые Автобусы Грузовые автобусы на базе грузовых автомобилей |
3 500 2 600 2 200 |
14 000 13 000 11 000 |