Опасные и вредные производственные факторы по природе действия на людей по ГОСТ 12.0.003-74* подразделяются на следующие группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.
Во время работы на приемосдатчика груза и багажа могут действовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
- движущийся подвижной состав, транспортные средства, механизмы;
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
- физические перегрузки;
- нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов.
Механические воздействия на приемосдатчиков могут быть вследствие наезда подвижного состава, падения с высоты, воздействия движущихся и падающих грузов и т.п.
Наибольшую опасность на железнодорожном транспорте представляют наезды на работающих на путях.
Причинами наездов являются:
- отсутствие сигналов оповещения;
- техническая неисправность подвижного состава
- отсутствие мест организованного перехода путей;
- неудовлетворительное освещение территории станции.
При работе на высоте (прием погрузки или проверка очистки вагона после выгрузки), если высота рабочего места над поверхностью земли составляет 1,3 м и более, оно должно быть ограждено.
При погрузке грузов в вагон и из-за возможного падения груза с высоты, вокруг возможного места падения устанавливается граница опасной зоны, которая должна быть обозначены защитными или сигнальными ограждениями.
Наименования опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ), а также требования системы стандартов безопасности труда к уровню опасных и вредных производственных факторов и методы их нормализации приведены в таблице 29
Таблица 29.
Наименование ОВПФ |
Нормативный документ |
Нормативные значения |
Метод нормализации | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Движущийся подвижной состав |
ПОТ РО-13153- -ЦМ-933-03 |
Не менее 2м от крайнего рельса пути |
Соблюдение правил безопасности | |
Падение груза с высоты (до 20 м.) |
ГОСТ 23407-78 ССБТ. Ограждения инвентарные строительных площадок. |
Граница опасной зоны вблизи мест перемещения грузов – 7 м. |
Опасная зона должна быть ограждена защитными или сигнальными ограждениями | |
Расположение рабочего места на значительной высоте (более 1,3 м)над поверхностью земли |
ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ. Строительство. Ограждения защитные инвентарные. |
Рабочее место должно быть ограждено. Осмотр вагонов может производится при прекращении маневров. | ||
Повышенный уровень шума на рабочем месте |
ГОСТ 12.1.003-83* ССБТ Шум. Общие требования безопасности. |
Уровни звукового давления в октавных полосах частот: не более при 31,5Гц – 107дБ; 63Гц – 95 дБ; 500Гц - 78 дБ; 1000Гц – 75 дБ; 2000Гц - 73 дБ; 4000Гц - 71 дБ; 8000Гц - 69 дБ; Уровень звука 80дБА |
Применение средств коллективной защиты (снижение шума в источнике его возникновения или снижение его на пути распространения от источника до защищаемого объекта) | |
Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны в помещении. |
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ.Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны |
Для категории работ средней тяжести II-а: - в холодный период года 17-23 град.С; - в теплый период года 18-27 град.С. |
Использование средств коллективной и индивидуальной защиты (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, спецодежда) | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Повышенная или пониженная относительная влажность воздуха рабочей зоны в помещении. |
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ |
Для категории работ средней тяжести II-а 40-60% |
Использование средств коллективной и индивидуальной защиты (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, спецодежда) | |
Скорость движения воздуха в рабочей зоне в помещении. |
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ |
Для категории работ средней тяжести II-а не более: - в холодный период года 0,3 м/с; - в теплый период года 0,2-0,4 м/с. |
Использование средств коллективной и индивидуальной защиты (отопление, вентиляция, спецодежда) | |
Недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток |
ОСТ32.120-98ССБТ.Нормы искусственного освещения объектов ж.д. транспорта |
Для путей и горловин парков приема и отправления – 5 лк над поверхностью земли. На грузовой площадке не менее 10 лк. В зоне ПРР не менее 50 лк. |
Контроль состояния искусственного освещения должен производиться не реже одного раза в год при текущем ремонте осветительных установок | |
Физические перегрузки |
Р2.2.2005-2006.Руководства Минздравсоцразвития РФ. |
В зависимости от вида работ. |
Режим труда и отдыха, удобство движений | |
Нервно-психические перегрузки |
Причины, влияющие на перегрузки: Неудовлетворенность работой; отношения в коллективе; ответственность за конечный результат труда; организация и состояние рабочих мест, авралы и др. |
Использование методик, позволяющих определить напряженность труда, а также улучшения условий труда и отдыха, заинтересованность работников, улучшение обслуживания рабочих мест |