Для оценки технического состояния деталей с последующей их сортировкой на группы годности в ремонтном производстве имеется технологический процесс, который называется дефектацией. В ходе этого процесса осуществляется проверка соответствия деталей техническим требованиям, изложенными в технических условиях на ремонт, карте дефектации или в руководствах по ремонту. Контролю в процессе дефектации подвергаются только те элементы детали, которые в процессе эксплуатации повреждаются или изнашиваются. В результате контроля детали должны быть подразделены на три группы:
- годные детали, характер и износ которых находятся в пределах, допускаемых техническими условиями (детали этой группы используются без ремонта);
- детали, подлежащие восстановлению, дефекты этих деталей могут быть устранены освоенными на ремонтном предприятии способами ремонта;
- негодные детали.
Карта дефектации приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Карта дефектации
Номер позиции на рисунке |
Возможные дефекты |
Способ установления дефекта и средство контроля |
Размер по рабочему чертежу, мм |
Размер допустимый без ремонта, мм |
Рекомендации по устранению дефектов |
- |
Обломы и трещины на маховике более 2мм |
Магнитный дефектоскоп |
- |
- |
Браковать |
1 |
Трещины глубиной до 2мм, износ, риски, задиры на рабочей поверхности |
Осмотр визуальный |
Др= 76±0,1 |
Др = 76,1 |
Шлифовать до устранения дефектов |
2 |
Износ пазов в шипах |
Калибр 60,15 |
60+0,06 |
60,15 |
Наплавить и прошлифовать |
3 |
Обломы, трещины на зубчатом ободе |
Осмотр визуальный |
- |
- |
Заменить зубчатый обод |
4 |
Ослабление посадки установочной втулки маховика |
Проверить посадку лёгким ударом медного молотка |
- |
- |
Заменить втулку |
5 |
Износ установочной втулки по наружному диаметру dB |
Скоба 51,98 |
52 |
51,98 |
То же |
6 |
Износ отверстия под установочную втулку |
Пробка 51,97 |
52 |
51,97 |
Восстанавливать останавливанием |
7 |
Износ зубьев по длине l3 зубчатого обода |
Эталон замера длины зуба |
20-0,26 |
- |
Заменить обод при длине зуба меньше эталона |
Маховик изготовлен из серого специального чугуна. Он закрепляется на заднем торце коленчатого вала и фиксируется двумя штифтами. На маховик в горячем состоянии напрессовывается зубчатый венец. Характерной особенностью маховика является наличие приливов, которые показаны на рисунке. Характерные дефекты маховика: