И вот здесь мы подходим вплотную к неразгаданной и поныне загадке суперавтомобиля "Мерседес", с триумфа которого в 1901 году на гонках в Ницце кончилась самодвижущаяся эра и началась автомобильная.
Да, во всех учебниках стоит одно имя - Даймлер. Однако Даймлер хотя и был великолепным конструктором, но являлся еще и хозяином, на которого работали другие, не менее блестящие умы - какова в легендарном "Мерседесе" доля каждого?
Поль Мейан в "Моторвагене" от 15. 05.1901 г. утверждает, что автомобиль был сконструирован В. Майбахом. Затем в битву за приоритет вступают французы. Их доказательства - от: "Мерседес" слишком элегантен, чтобы быть немецким", до исследования Ч. Бишопа в книге "Франция и автомобиль", 1971 г., где называются две фамилии: Леметр, фирменный гонщик "Пежо", и барон Анри де Ротшильд.
Убедительны ли эти доказательства? В первом случае весьма эфемерны - мол, Леметр пропустил гонки 1900 года, а в следующем году выступил в Ницце на "Мерседесе" - вроде бы как он был занят его созданием. Во втором случае с Ротшильдом, тоже участвовавшим в гонке на "Мерседесе", автор ссылается на Р. Уоллеса, который писал: "Ясно, что многочисленные усовершенствования обязаны своим происхождением предложениям, сделанным бароном Анри. Автомобили полны французскими идеями, и являются, естественно, разработанными французами" - то есть доказательств вообще никаких.
Мелькают вокруг "Мерседеса" и другие имена, но нигде вы не найдете имя Луцкого. По утверждению прессы, "Мерседес" был просто начинен новшествами, как арбуз семечками. [1]
"Штампованная стальная рама" - впервые в мире была установлена на грузовиках и автобусах завода в Мариенфельде. "Зажигание от магнето "на отрыв" - применено ранее на мариенфельдовских грузовиках.
"Т-образная головка цилиндров" - в 1901 году для русского Морского ведомства фирма "Мариенфельде" уже строила двигатели с такой головкой для судов. На сохранившихся чертежах этого двигателя надпись: "Составлена конструктором моторов г-м Луцким".
"Четырехцилиндровый вертикальный блок двигателя" - об этом исчерпывающе сказал немецкий исследователь Г. Браунбек: "Луцкой является пионером 4-цилиндровых и 6-цилиндровых двигателей". "Ножной акселератор вместо ручного" - годом раньше то же самое сделано на гоночном автомобиле "Феникс", в разработке которого принимал участие Луцкой, - даже очертания те же, да и "радиатор, поставленный перед двигателем" - приоритет вовсе не "Мерседеса", как это утверждалось, а "Феникса".
Естественно, что в газетах и журналах того времени, издававшихся в Германии, Франции, Англии имя Луцкого, его патенты, описания его изобретений мелькают постоянно. Но машины и двигатели с маркой "Луцкой-Даймлер", "Даймлер-Луцкой" поставляются только в Россию, всему остальному потребительскому миру имя Луцкого неизвестно.
И в августе 1902 года председатель "Даймлер - Моторен Гезельшафт" г-н Дуттенхофер на заседании Наблюдательного совета оглашает просьбу г-на директора Бориса Луцкого, в которой тот настаивает на том, чтобы двигатели под названием "Даймлер-Луцкой" продавались не только в России, но и по всему миру.
Ему было отказано. А затем следует гениальный ход - исчезает марка "Даймлер", тем более, что Готлиба уже нет в живых, появляется марка "Мерседес".
И буквально сразу вслед за этим пожар на заводе уничтожает и оригиналы в металле и оригиналы чертежей - в мире нет сегодня ни одного подлинного "Мерседеса" 1901 года выпуска, боюсь, что его тайну не разгадать уже никогда [2]