Среди пионеров отечественного автомобилестроения имя Бориса Григорьевича Луцкого наряду с именами П.А. Фрезе, Е.А. Яковлева и И.В. Романова занимает видное место. Несмотря на то, что его вклад в становление отечественного автомобилестроения ограничивался всего лишь посредничеством при продаже лицензии на автомобили и двигатели Даймлера (Daimler) петербургскому заводу "Лесснер" и связанными с этим дальнейшими консультациями, в нашу историю Борис Григорьевич вошел как основатель крупного производства автомобилей в Российской империи.
Деятельность Луцкого достаточно освещена в российской и советской технической литературе, о нем написано немало книг. Что же касается основных достижений Луцкого как пионера автомобилизации, то сведения об этом надо искать в немецких архивах [1].
В 1896 г. наш талантливый соотечественник окончил Высшую техническую школу в Мюнхене и в дальнейшем связал свою судьбу с известными немецкими автомобильными и моторными заводами, такими как Nürnberger Maschinenbau, Koeber Eisenwerke, Daimler, GfA, MMB Marienfelde, Argus, Stoewer..
Парадоксален тот факт, что в России его работы нашли достойную оценку, в Германии же, где он провел свои лучшие годы, его имя почти забыто. В трудах немецких автомобильных историков имя "Boris Loutzki" встречается очень редко.
Так, например, компетентный историк Вольфганг Гебхардт (Wolfgang Gebhardt) в своих энциклопедических работах, описывая краткие истории германских автомобильных фирм, имя Луцкого упоминает лишь однажды, связывая его с историей маленькой фирмы GfA.
Цитируем по фирме Gesellschaft für Automobilwagenbau System Loutzky (Берлин, 1900-1901): "Предприятие изготовляло грузовики и автобусы конструкции русского инженера Бориса Луцкого, подробная информация и фотографии, к сожалению, не сохранились". Вот и все! И ни слова о роли Луцкого в истории заводов Marienfelde или Daimler, где его вклад как конструктора был весьма значителен. [2]
Трудно понять, почему Борис Григорьевич впал у немецких историков в немилость. Возможно, это традиционная неприязнь ко всем русским на Западе.
Негативное отношение немецких историков отчасти объясняется скандалом, разразившимся в начале XX века, когда Луцкий, работая в Берлине в компании AMG, использовал патенты Даймлера (Daimler) и Майбаха (Maybach) без покупки лицензии, что, впрочем, не помешало всем троим иметь приятельские отношения.