Для сопоставления темпов роста заработной платы и производительности труда коэффициент соотношения роста оплаты труда и производительности определяется по формуле:
Кс = Пw / Пзп (2.4)
Кс = 85,1 / 97,2 = 0,87 %
Результаты проведенных расчетов сведены в таблицу 2.14.
Среди факторов, влияющих на уровень себестоимости перевозок, важнейшее место занимает использование фонда заработной платы. Экономия (перерасход) фонда заработной платы рассчитывается путем сравнения фактически начисленного ФЗП с аналитическим и плановым ФЗП. Затем определяются абсолютное и относительное отклонения от плана, Абсолютная экономия (перерасход) по ФЗП не дает правильного представления о расходовании фонда. При правильной организации заработной платы относительное отклонение равно нулю. Относительное отклонение, равное 7,85 %, указывает, что организация заработной платы на предприятии не оптимальна.
Таблица 2.14. Анализ эффективности использования ФЗП
Показатель |
План |
Отчет |
Процент выполнения |
1. Доход, руб. |
523653 |
489940 |
93,56 |
2. ФЗП, руб. |
119435,5 |
125174,3 |
104,8 |
3. Численность, чел. |
107,8 | ||
4. Производительность |
771 |
831 |
85,1 |
5. Средняя заработная плата, руб. |
67,9 |
57,8 |
97,2 |
6. Кс |
154909,8 |
150630,9 |
0,87 |
При коэффициенте, характеризующем соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы, меньшем единицы (Кс = 0,87) рост заработной платы опережает рост производительности труда. Необходимо принять меры по более рациональному расходованию ФЗП.
Эффективность использования основных производственных фондов характеризуется фондоотдачей. Фондоотдача показывает, какая величина конечной продукции в натуральном и денежном виде приходится на единицу основных производственных фондов.
ФО = Д / ОПФ;
ФО = 489940 / 548293 = 0,894.
Значение фондоотдачи меньше нормативного (1,15), поэтому необходимо пересмотреть основные производственные фонды.
Анализ себестоимости перевозок проводится для того, чтобы установить, по каким статьям затрат получена экономия, а по каким – перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на уровень себестоимости. Анализируется общая сумма затрат. Данные по себестоимости транспортных услуг приведены в таблице 2.15.
Таблица 2.15 Себестоимость транспортных услуг
Статьи затрат |
Плановый показатель, руб. |
Отчетный показатель, руб. |
Процент выполнения |
Плановая сумма затрат на 1 т-км руб. |
Фактическая сумма затрат на 1 т-км, руб. |
ФОТ водителей |
82644 |
81617 |
98,75 |
0,8 |
0,8 |
Накладные расходы |
167868 |
177236,9 |
105,58 |
1,7 |
1,8 |
Отчисления на соцстрах |
3422 |
3447 , 6 |
100 , 75 |
0,03 |
0,04 |
ТО и ремонт |
65402 |
92510 |
141,4 |
0,67 |
0,95 |
Расходы на ГСМ |
59258 |
49149 |
82,94 |
0,6 |
0,5 |
Износ и ремонт шин |
15316 |
11350 |
74,11 |
0,16 |
0,12 |
Амортизационные отчисления |
128645 |
93669 |
72,8 |
1,3 |
0,96 |
Общехозяйственные расходы |
132586,8 |
133114,6 |
100,4 |
1,35 |
1,36 |