При формировании вагоны подбираются в группы по станциям отцепки и размещаются в соответствии с технологической схемой, обеспечивающей лучшие условия выполнения маневров на промежуточных станциях. В этом случае, работа по формированию поезда состоит из двух операций: сортировки накопившегося состава по назначениям групп вагонов и сборке этих групп на один путь в установленной последовательности и в соответствии с требованиями ПТЭ.
В условиях плохой видимости (туман, снегопад, метель) маневровую работу производят с особой осторожностью, в помощь составителю для подачи сигналов привлекают оператора поста централизации, дежурного стрелочного поста и регулировщиков скорости движения вагонов. При наступлении холодов проверяют условия торможения вагонов. Нажатия вагонных замедлителей регулируют так, чтобы уменьшить торможение «хороших бегунов», «плохие бегуны» пропускают без торможения. Перед началом расформирования составов специальными скребками очищают от снега и оледенения рельсы в районе тормозных позиций. Роспуск первых отцепов состава во время сильного снегопада с уменьшенным торможением позволяет очистить рельсы подгорочных путей от снега скатывающимися вагонами. Требуемый темп расформирования поддерживают увеличением скорости надвига и роспуска.
Для сокращения времени расформирования и формирования составов их делят на части. При делении на части желательно, если последняя от локомотива группа вагонов будет большей. При этом значительно уменьшается маневровый состав, а следовательно время маневров.
Запрещается роспускать с горки: вагоны, занятые людьми, кроме вагонов с проводниками и командами, сопровождающими грузы, а также с грузами отдельных категорий, требующими особой осторожности; платформы и полувагоны с негабаритными грузами; груженые транспортеры; пассажирские вагоны; составы рефрижераторных поездов; недействующие локомотивы; вагоны с опасными грузами; вагоны и специальный подвижной состав с трафаретом «С горки не спускать», «при маневрах не толкать». Эти вагоны пропускают через горку с маневровым локомотивом.
Окончание формирования состава одногруппного поезда сводится обычно к их соединению и выводу в парк отправления. В многогруппном поезде группы вагонов расставляются в соответствии с их назначением и требованиями ПТЭ. Во время перестановки сформированного состава из сортировочного парка в парк отправления на посту списывания производится контрольная проверка его с натуры. Затем оканчивается составление натурного листа, конвертирование перевозочных документов и пересылка их из технической конторы в парк отправления. В это время дежурный по станции заказывает поездной локомотив и после его прибытия на станцию производится прицепка локомотива к составу не позднее, чем за 10 минут до отправления поезда. Все эти операции производят параллельно.
После перестановки сформированного состава на путь парка отправления, дежурный по станции оповещает об этом работников ПТО и ПКО и делает запись в книге предъявления вагонов и техническому обслуживанию формы ВУ-14. После получения извещения работники ПТО ограждают состав. Осмотр вагонов в техническом отношении и безотцепочный ремонт выполняется бригадой вагонников из нескольких групп, что позволяет ускорить обработку состава. В процессе осмотра соединяют шланги тормозной магистрали.