Передвижения людей связаны с их жизнедеятельностью. В конкретных социально-исторических условиях потребность в передвижениях определяет уровень развития общественного производства, социальная структура общества, исторически сложившийся уклад жизни, характер расселения, развитие техники информации и связи, бюджет свободного времени, культурно-бытовые и общественные запросы отдельных людей.
Транспортные передвижения изучают в разрезе видов транспорта, целей и времени совершения поездки. В зависимости от целей рассматривают поездки:
- трудовые – на работу и с работы. Эти передвижения наиболее устойчивы и составляют 50-60% поездок;
- учебные – поездки учащихся в учебные заведения и обратно, также имеют устойчивый характер с перерывами на время каникул;
- культурно-бытовые – поездки по различным личным и бытовым нуждам граждан, являющиеся эпизодическими и существенно зависящие от доходов социального статуса, рода занятий и возраста пассажиров;
- служебные, совершаемые в рабочее время пассажиром в связи с производственной необходимостью.
Трудовые и учебные поездки составляют до 3/4 от общего числа поездок.
По интенсивности спроса на транспортное обслуживание выделяют следующие характерные периоды: начальный (с начало движение до 7 часов); утренний пик (с 7 до 9 ч); межпиковый период (с 9 до 16 ч); вечерний пик (16 до 18 ч); заключительный (с 20 ч до окончания движения).
Большую роль при организации движения пассажирского транспорта играет неравномерность распределения пассажиропотоков во времени и по отдельным участкам действующих маршрутов.
Поэтому для формирования оптимальной структуры парка подвижного состава и обеспечения высокого уровня обслуживания пассажиров, необходимо знать направления, величины и степень неравномерности пассажиропотоков. Пассажиропотоки изменяются по часам суток, дням недели и сезонам года, а также по длине маршрута и направлениям движения. Графически пассажиропотоки изображаются в виде картограмм, где по оси ординат откладывается их величина, а по оси абсцисс дискретно время суток, дни недели месяцы года.
Для анализа изменения пассажиропотоков и оптимизации структуры подвижного состава выберем маршруты, проходящие через микрорайон «Сельмаш»:№8,№8а,№9,№10,№22,№5. Картограммы распределения пассажиропотоков по длине маршрута представлены на рисунках 2.1-2.6.
Рисунок 2.1- Картограмма распределения пассажиропотоков на мар- шруте№5
Рисунок 2.2- Картограмма распределения пассажиропотоков на мар- шруте№8
Рисунок 2.3- Картограмма распределения пассажиропотоков на мар- шруте№8а
Рисунок 2.4- Картограмма распределения пассажиропотоков на мар- шруте№9
Рисунок 2.5- Картограмма распределения пассажиропотоков на мар- шруте№10
Рисунок 2.6- Картограмма распределения пассажиропотоков на мар- шруте№22
Анализ изменения пассажиропотоков по участкам маршрутов показывает, что пассажиропоток возрастает при приближении к крупным пассажирообразующим пунктам, которые находятся вблизи от центра города. Такими пассажирообразующими пунктами являются ДК «Гомсельмаш», улица «Молодежная», «Рембыттехника», универмаг «Гомель», «Вокзал» и другие. При движении от центра к периферии пассажиропоток снижается.
Картограммы распределения пассажиропотоков по часам суток представлены на рисунках 2.7-2.12пассажиропотока.
Рисунок 2.7- Картограмма распределения пассажиропотока по часам суток на маршруте № 5
Рисунок 2.8- Картограмма распределения пассажиропотока по часам суток на маршруте № 8
Рисунок 2.9- Картограмма распределения пассажиропотока по часам суток на маршруте № 8а
Рисунок 2.10- Картограмма распределения пассажиропотока по часам суток на маршруте № 9
Рисунок 2.11- Картограмма распределения пассажиропотока по часам суток на маршруте № 10
Рисунок 2.12- Картограмма распределения пассажиропотока по часам суток на маршруте № 22