В будние дни имеет место два пиковых периода. Первый (утренний) характеризуется небольшой продолжительностью (1,5-2 ч) и высокой напряженностью. Второй (вечерний) несколько менее напряженный и более продолжительный по времени. В пиковые периоды при недостаточной провозной способности на маршруте происходит переполнение пассажирских транспортных средств. В этом случае коэффициент наполняемости достигает более еденицы, что снижает качество перевозок пассажиров.
Во внепиковый период наблюдается значительный спад пассажиропотоков. В это время преобладают деловые и культурно-бытовые поездки населения. Межпиковое время без принятия должных мер вызывает снижение эффективности использования транспортных средств, значительное увеличение интервалов их движения и, как следствие, увеличение времени ожидания пассажиром посадки и, соответственно, длительности поездки.
Как видно из рисунков пассажиропоток не является величиной постоянной, то есть они неравномерны. Степень неравномерности оценивается коэффициентами неравномерности. Различают коэффициенты неравномерности:
- по часам суток η =Qпик/Qсп ; (2.1)
где Qпик- объем перевозок в час пик; Qсп- объем перевозок в период наименьшего спроса на перевозки;
- по длине маршрута η=Qmax/Qср ; (2.2)
где Qmax- интенсивность пассажиропотока на перегоне с наибольшей напол- няемостью; Qср- среднеарифметическая интенсивность пассажиропотока на различ- ных перегонах маршрута;
- по направлениям движения η =Qпр/Qобр, (2.3)
где Qпр- среднеарифметическая интенсивность пассажиропотока в прямом направлении движения; Qобр- среднеарифметическая интенсивность пассажиропотока в обрат- ном направлении движения.
Приведем пример расчета коэффициентов неравномерности пассжиропотоков на маршруте №5.
По часам суток:
По длине маршрута:
По направлениям движения:
Таблица 2.1-Коэффициенты неравномерности пассажиропотока
№ маршрута |
Коэффициент неравномерности | ||
По часам суток |
По длине маршрута |
По направлениям движения | |
5 |
1,97 |
1,67 |
0,89 |
8 |
1,71 |
1,90 |
0,88 |
8а |
1,08 |
2,05 |
1,22 |
9 |
1,86 |
1,68 |
1,03 |
10 |
1,23 |
1,60 |
1,03 |
22 |
0,98 |
1,41 |
0,95 |
Графики изменения пассажиропотоков по длине маршрутов (рисунки 2.1-2.6) характеризуют нагрузку автобусов на маршрутах. Большинство автобусных маршрутов имеют наибольшую величину пассажиропотока в средней части маршрута (рисунки 2.1-2.5); по мере удаления к конечным остановочным пунктам пассажиропоток уменьшается.
На многих автобусных маршрутах пассажиропоток изменяется по направлениям следования (рисунки 2.7-2.12). В одни часы суток наибольшее количество пассажиров перевозится в одном направлении, в другие часы суток-в обратном направлении.
Эти закономерности распределения пассажиропотоков по длине и направлениям маршрута учитывают при составлении расписаний движения автобусов.
Характер изменения пассажиропотоков на каждом автобусном маршруте и по городу в целом характеризуется коэффициентами неравномерности. Результаты обследований пассажиропотоков используют для улучшения организации перевозок пассажиров, позволяют подобрать и рассчитать необходимое число транспортных средств по направлениям их движения и их вместимость.