В 2005 г. в автопарке организовано швейное отделение, которое на 70 % обеспечивает пошив спецодежды и на 100 % рукавиц для своих рабочих, а также пошив штор на окна и чехлов на сидения автобусов, что значительно сокращает накладные расходы.
Отопление автопарка осуществляется своей котельной, работающей на местных видах топлива. Имеется один резервный котел для работы на жидком топливе.
Заправка автомобилей осуществляется на собственной автозаправочной станции.
В состав Филиала №9 с 28.04.04 г. входят два автовокзала: «Рогачев» и «Довск», которые находятся на территории города и района и оказывают услуги по продаже билетов населению, сторонним транспортным организациям и индивидуальным предпринимателям. Ежедневно кассы автосооружений обслуживают в среднем от 600 до 1100 пассажиров.
Основными финансовыми показателями работы предприятия являются:
доходы от перевозок грузов и пассажиров;
доходы от прочих видов деятельности;
расходы;
прибыль;
рентабельность;
производительность труда.
Доходы на предприятии формируются за счет выручки денежных средств, полученных при осуществлении пассажирских (городских, пригородных, междугородных, почасовых) и грузовых перевозок, а также от прочих видов деятельности. Доходы от перевозок грузов и пассажиров за 2010 г. составили 6793,1 млн. руб., что превышает уровень доходов за 2009 г. на 35,9%. Динамика распределения собственных доходов предприятия представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Диаграмма динамики распределения собственных доходов Филиала №9 ОАО «Гомельоблавтотранс»
Как видно из диаграммы, за 2010 г. 42,4 % собственных доходов предприятия составляют грузовые перевозки, из которых 20% доходов относятся к международным грузовым перевозкам. Также видно, что доходы от городских, пригородных, междугородних, почасовых перевозок и прочих услуг по сравнению с 2009 г. не изменяются, а собственные доходы от грузовых, в том числе международных, значительно возросли.
Затраты группируют по калькуляционным статьям расходов по элементам затрат:
заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок;
отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;
топливо;
смазочные и другие эксплуатационные материалы;
ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
амортизация основных средств и нематериальных активов;
общехозяйственные (накладные) расходы;
налоги и платежи, включаемые в себестоимость.
Рассматривая составляющие себестоимости грузовых международных перевозок, следует отметить, что наибольший удельный вес приходится на топливо, заработную плату и амортизацию. Динамика распределения себестоимости в зависимости от вида оказываемых услуг представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Диаграмма динамики распределения себестоимости оказываемых услуг Филиала №9 ОАО «Гомельоблавтотранс»
Прибыль – часть выручки от реализации продукции, работ, услуг, которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки и затрат на производство.
Динамика распределения прибыли предприятия в зависимости от вида оказываемых услуг представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Диаграмма распределения прибыли предприятия от реализации оказываемых услуг
Рентабельность характеризует эффективность использования вложенных в производство средств. Рентабельность перевозок определяется по формуле:
, (2.1)
где Ппер - прибыль от перевозок;
Зэ - эксплуатационные расходы.
Рентабельность оказываемых Филиалом №9 услуг представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Диаграмма рентабельности оказываемых услуг Филиалом №9 ОАО «Гомельоблавтотранс»
Что касается производительности труда, то в сравнении с 2009 г. данный показатель в 2010 г. возрос. Производительность труда Филиала №9 на 1-го работника, на 1 грузовой автомобиль, на 1 автобус и 1 среднесписочный автомобиль представлена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Диаграмма производительности труда Филиала №9 ОАО «Гомельоблавтотранс»
По Филиалу № 9 наряду с грузооборотом, объемом перевозок грузов и доходами целевым показателем, подлежащим выполнению, является экспорт транспортных услуг. Помимо грузовых перевозок в выполнении данного показателя задействованы также и пассажирские перевозки. Однако последние имеют незначительный удельный вес.
Основные финансово-экономические показатели работы Филиала №9 за 2009 - 2010 гг. представлены в Приложении В.