Международная торговля транспортными услугами является неотъемлемой и важнейшей частью международной торговли услугами. Сама внешняя торговля неразрывно связана с деятельностью международного транспорта. При этом опережающие темпы становления и развития международных транспортных систем часто стимулируют развитие отдельных регионов и стран в целом.
Во многих странах мира экспорт транспортных услуг считается одним из важнейших экспортных отраслей национальной экономики. Либерия, Панама, Мальта, Кипр, Гибралтар, Багамские острова и др. процветают за счет продажи преимущественных прав, связанных с регистрацией морских судов под «удобными» флагами. Страны Балтии, Центральной и Восточной Европы, среди которых следует выделить Польшу, Словакию, Венгрию, Литву, формируют от 20% до 35% своего ВВП за счет доходов от грузового железнодорожного транзита. Некоторые страны СНГ, такие как Украина, Казахстан, в том числе и Беларусь, солидную часть доходов извлекают из международной перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте, причем на территории России. Сама Россия за счет транзита на воздушных транссибирских маршрутах имеет ежегодно свыше 300 млн. долларов США.
Республика Беларусь является страной с открытой экономикой, проводит многовекторную внешнеторговую политику. В 2008 г. Беларусь осуществляла экспортно-импортные операции со 179 странами мира. Товары поставлялись на рынки 136 государств, импортировалась продукция из 164 стран. Основными торговыми партнерами Беларуси были Россия (47,8% всего объема товарооборота), Нидерланды, Украина, Германия, Польша, Латвия, Китай, а также Бразилия и Италия. Причем доля стран дальнего зарубежья в экспорте товаров и услуг из Беларуси постепенно возрастает.
В январе-феврале 2011 года Беларусь экспортировала транспортных услуг на 496,6 млн. долларов, что на 12,6% больше, чем в январе-феврале 2010 года. Из них по перевозкам грузов - на 435,7 млн. долларов (на 12% больше), по перевозкам пассажиров - на 27,3 млн. долларов (на 14,7% больше). В экспорте транспортных услуг наибольший удельный вес занимают услуги трубопроводного транспорта (28,4%), железнодорожного (27,8%), автомобильного (23,2%), морского (14,3%). Как видно экспорт по перевозке грузов на много превышает экспорт по перевозке пассажиров.
Следует отметить, что экспорт автотранспортных услуг является наиболее динамично развивающимся. Расширение спектра данных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и развитой транспортной инфраструктурой.
Для Беларуси, как экспортно-ориентированной страны, важно развивать международные автомобильные перевозки, тем самым увеличивать экспорт транспортных услуг.
Тема данного проекта заключается в разработке мероприятий по расширению экспорта транспортных услуг в Рогачевском регионе. В рамках проекта предусматривается анализ транспортной работы, выполняемой Филиалом №9 ОАО «Гомельоблавтотранс», рассматриваются варианты решения поставленной проблемы. Возможность и целесообразность внедрения мероприятий обосновывается экономическими расчетами.
Особенность разрабатываемой темы состоит в том, что в условиях падения спроса на услуги международных автомобильных перевозчиков необходимо осваивать новые рынки транспортных услуг и совершенствовать механизмы организации перевозочного процесса.
Кроме того, проектом предусматривается рассмотрение вопросов в области экологии и охраны труда.