Рисунок 7.2 - Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы: 1 – на маневрирование; 2 – на торможение
Время реакции резко возрастает после приема алкоголя даже в незначительных количествах. Одновременно снижается точность глазомера и
ухудшается определение действительной скорости, водитель теряет осторожность, не считается с опасностью, вследствие чего создает на дороге аварийную обстановку, такое состояние не позволяет оценить ситуацию критически. Психические качества водителя с признаками алкогольного опьянения представлены в таблице 7.3.
При легкой степени опьянения в стиле вождения проявляется особая удаль, притупляется чувство опасности, появляется стремление к неоправданному риску. При тяжелой степени опьянения, если водитель сможет сесть за руль, он не способен к нормальной езде даже по совсем свободной и прямой дороге. Издалека заметны зигзаги в движении. Пьяный может не редко уснуть во время движения.
Таблица 7.3 - Клинические признаки алкогольного опьянения
Признак |
Степень опьянения | ||
легкая |
средняя |
тяжелая | |
Запах алкоголя изо рта |
Почти всегда |
Имеется |
Имеется |
Пульс |
Часто учащенный |
Учащенный |
Неритмичный |
Сознание |
Ясное |
Не вполне ясное |
Помутневшее |
Внимание |
Несколько рассеянное |
Пассивное |
С проблемами |
Восприятие |
Несколько суженное |
Суженное |
С проблемами |
Темп мышления |
Часто повышенный |
Замедленный |
Замедленный |
Память (способность запомнить) |
Удовлетворительная |
Слабая |
Почти отсутствует |
Скорость движения |
Несколько повышенная |
Значительно нарушенная |
Сильно нарушенная |
Точность движения |
Слегка нарушенная |
Значительно нарушенная |
Сильно нарушенная |
Точность совершаемых действий |
Единичные ошибки |
Значительно нарушенная |
Сильно нарушенная |
По причине недооценивания времени реакции происходят самые частые ДТП – столкновения. Столкновения можно избежать, если водитель:
– не забывает о своем времени реакции;
– умеет предвидеть обстоятельства, при которых движущий впереди водитель может неожиданно затормозить;
– учитывает свою скорость движения;
– умеет оценивать длину пути, проходимого за время реакции при различных скоростях движения (рисунок 7.3);
– правильно оценивает тормозные свойства своего ТС;