Мощность и расположение устройств на участковых станциях должны обеспечить: потребную пропускную способность; независимость работы устройств разного назначения; наименьшее число пересечений при следовании поездов, локомотивов и вагонов из одного района в другой; удобную и короткую связь взаимодействующих хозяйств; поточность операций в технологическом процессе.
Устройства пассажирского хозяйства располагают у главных путей с вокзалом, как правило, со стороны населенного пункта, что удобно для пассажиров и обеспечивает независимое движение пассажирских поездов. Устройства для грузового движения состоят из одного или двух приемо-отправочных парков, сортировочного парка, вытяжных путей; приемо-отправочные парки находятся рядом с главными путями, а сортировочный – с внешней стороны одного из них. Это удобно для приема и отправления грузовых поездов, операции с которыми не зависят от работы в сортировочном парке и на вытяжных путях.
На станциях – в пунктах оборота – все локомотивы отцепляют от одних поездов и прицепляют к другим, следующим в оборотном направлении. При этом может потребоваться их экипировка. Тогда будет не нужна ремонтная база. Если же экипировка не требуется, устройства для оборота состоят лишь из ходового пути и ограничивающих его тупиков для временной стоянки локомотивов.
По характеру выполняемых операций и систем тягового обслуживания участковые станции поперечного типа на двухпутных линиях не отличаются от однопутных. Однако значительно большие размеры движения требуют особого внимания к его безопасности, которую обеспечивает четкая специализация взаимодействующих устройств:
- самостоятельные приемо-отправочные парки, специализированные по направлениям;
- расположение ходового локомотивного пути между этими парками;
- главный путь, идущий в обход локомотивного хозяйства.
Расположение ходового пути между приемо-отправочными парками и на выходе к локомотивному хозяйству между главными путями обеспечивает независимость операций смены и экипировки локомотивов.
К особенностям участковых станций двухпутных линий со значительной местной работой относится сооружение на основном вытяжном пути со стороны полугорки или горки малой мощности для ускорения сортировки вагонов.
Нецелесообразность применения схем поперечного типа при сооружении вторых путей и развитии существующих станций объясняется наличием в горловинах пересечений маршрутов следования пассажирских и грузовых поездов. При значительных размерах движения эти пересечения резко снижают пропускную способность станции.
Входная горловина участковой станции поперечного типа с экипировочными устройствами, расположенными непосредственно на приемо-отправочных путях, обеспечивает:
- прием нечетных и отправление четных грузовых поездов;
- подачу локомотивов по ходовому пути на тупиковый путь или уборку с него на ходовой путь;
- подачу с пути под поезд на пути или уборку с путей на путь и одновременно отправление поездов с путей;
- сортировку вагонов в сортировочном парке на вытяжном пути.
Путевое развитие, техническое оснащение и технология работы станции Б соответствует требованиям «Инструкции по проектированию станций», «Строительным нормам и правилам», «Правилам технической эксплуатации», «Инструкции по движению поездов и маневровой работе», «Инструкции по сигнализации и связи» и другим.
На станции обеспечивается безопасный прием и отправление поездов, выполнение всех необходимых технологических операций. Перерабатывающая и пропускная способность станции соответствуют заданным размерам движения и объему переработки вагонов.
Анализируя полученные показатели работы станции можно сделать следующие выводы:
1) Простой транзитных без переработки поездов практически связан только с выполнением технологических и коммерческих операций и каких-либо других задержек и межоперационных простоев очень мало.
2) Простой транзитных с переработкой вагонов, помимо выполнения технологических операций, связан с неравномерностью движения поездов, с ожиданием расформирования с нагруженностью горочного локомотива. С использованием второго горочного локомотива таких простоев можно избежать, но это, в свою очередь, приведет к увеличению эксплуатационных расходов, повышению себестоимости продукции станции. Основную часть простоя составляет накопление вагонов в сортировочном парке, но простой транзитных с переработкой вагонов в целом, в сравнении со среднесетевыми показателями, незначителен, за счет большого объема переработки.