Определение момента сил сопротивления повороту
Максимальный грузовой момент, действующий на кран:
M_гр^max=g∙Q∙L_max=9,81∙16∙32=5021 кНм
Момент от силы тяжести, создаваемый массой поворотной части, относительно нижней опоры колонны:
M_mпч=g∙m_пч∙l_пч=9,81∙220∙1,4=3021 кНм
Где:
l_пч – расстояние от центра тяжести поворотной части до оси вращения, м;
m_пч – масса поворотной части, т (из аналога).
Реакция опоры:
H=(M_гр^max+M_mпч)/h=(5021+3021)/5,85=1375 кН
Где,
h – расстояние между опорами колонны, м.
Суммарная нагрузка на передние колеса:
∑P=H/cosб=1375/cos0,15=1375 кН
Коэффициент сопротивления движению:
f_0=(м∙d/D_к +(2∙k)/D_к )∙c=(0,02∙100/500+(2∙0,6)/500)∙2,5=0,016
Где,
м – коэффициент трения в цапфах колес (м=0,02);
d – диаметр цапфы, мм (d=100 мм, из аналога);
D_к – диаметр колес, мм (D_к=500 мм, из аналога);
k – коэффициент трения качения (k=0,6);
c – коэффициент, учитывающий дополнительные сопротивления в ступицах конических колес (с=2,5, для подшипников скольжения).
Сопротивление трения в верхней опоре
W_m^в=∑P∙f_0=1375∙0,016=21,995 кН
Момент сил трения в верхней опоре
M_m^в=W_m^в∙D_р/2=21,995∙3,7/2=40,69 кНм
Где,
D_р – диаметр кругового рельса, м (из аналога).
Сила тяжести поворотной части крана с грузом и грузозахватным устройством:
V=g∙(m_пч+Q)=9,81∙(220+16)=2314 кН
Момент сил трения в нижней опоре (пяте):
M_m^н=H∙м∙d_ср1/2+V∙м∙d_ср2/2=1375∙0,02∙(0,265 )/2+2314∙0,02
∙0,540/2=16,141 кНм
Где,
d_ср1 – средний диаметр радиального подшипника, м (d_ср1=0,265 м, из аналога);
d_ср2 – средний диаметр упорного подшипника, м (d_ср2=0,540 м из аналога).
Момент сил трения:
M_m=M_m^в+M_m^н=40,69+16,141 =56,831 кНм
Момент от поворотной нагрузки на поворотную часть крана:
M_в1=p_1∙(A_н1∙L_max+A_н2∙r_х+A_н3∙r_c-A_(н4∙) r_мо-A_н5∙r_пр ) 〖∙10〗^(-3)==150∙(14∙32+10,5∙22,6-30∙8,5-39,5∙1,3-4,8∙3,6)∙〖10〗^(-3)==130,751 кНм
Где,
p_1 – распределенная ветровая нагрузка на единицу площади, Па (p_1=150 Па);
L_max – расстояния от центра парусности груза, м (L_max=32 м);
r_х – расстояния от центра парусности хобота, м (r_х=22,6 м);
r_c – расстояния от центра парусности стрелы, м (r_c=8,5 м);
r_мо – расстояния от центра парусности машинного отделения, м (r_c=1,3 м);
r_пр – расстояния от центра парусности противовеса, м (r_пр=3,6 м).
Горизонтальная сила в результате отклонения грузовых канатов от вертикали:
F_б1=g∙Q∙tgб_1=9,81∙16∙0,035=5,479 кН
Где,
б_1 – угол отклонения грузовых канатов от вертикали (б_1=2°).
Момент, вызванный отклонением грузовых канатов от вертикали:
M_б1=F_б1∙L_max=5,479∙32=175,344 кНм
Момент сил сопротивления повороту:
M=M_m+M_в1+M_б1+M_и=56,831+130,751+175,344+0=362,925 кНм
Момент от крена M_и при отклонении оси поворота от вертикали у портальных кранов сравнительно не велик, и им можно пренебречь.
Определение потребной мощности электродвигателя
КПД механизма:
з=з_р∙з_оп=0,94∙0,95=0,893
Где,
з_р – КПД редуктора (для редуктора Ц2 з_р=0,94);
з_оп – КПД открытой зубчатой передачи (з_оп=0,95).
Среднеквадратичное значение момента от ветровой нагрузки на поворотную часть крана:
M_в1^ск=0,7∙M_в1=0,7∙130,751=91,525 кНм
Потребная мощность электродвигателя:
N=(M_m+M_в1^ск+M_б1+M_и^ск)/(9,55∙з)∙n_кр=((56,831+92,995+175,344+0))/(9,55∙0,893)∙1,55=58,833 кВт
По N_рас и по 〖ПВ〗_к подбираем двигатель серии МТН 612 – 8 с параметрами (по 8, стр. 220):
Скорость вращения ротора: n_д=575 об/мин;
КПД двигателя: з_д=0,902;
Максимальный вращающий момент: M_(д_max)=3200 Нм;
Момент инерции ротора двигателя: I_р=5,2 кг∙м^2;
Масса двигателя: m_дв=1070 кг;
Мощность: N_н=60 кВт;
Кратность среднего пускового момента: л_п=1,6;