Вероятность плавания Рн, безопасного от посадки на мель или от касания грунта на данном участке маршрута движения, зависит от точности и надежности навигации и определяется следующими факторами:
– условиями плавания на данном участке маршрута;
– степенью насыщенности района плавания навигационными опасностями;
– составом и видом средств навигационного оборудования (СНО), имеемых в районе плавания;
– составом и видом морских средств навигации, имеемых на судне и степенью их готовности к функционированию по прямому назначению;
– точностью решения навигационных задач вахтенным помощником;
– правильностью и своевременностью принятия решения вахтенным помощником по назначению или изменению элементов движения судна;
– надежностью работы движительно-рулевого комплекса судна.
Принимая во внимание тот факт, что задача обеспечения навигационной безопасности плавания может решаться при использовании информации от различных навигационных систем счисления и систем обсерваций, и учитывая несовместность одновременного появления некоторых вариантов работы морских средств навигации, за обобщенную интегрированную вероятностную модель Рн точности и надежности навигации принимает следующий вид:
Рн = [РоРсчР1 + Ро(1 – Рсч)Р2 + (1 – Ро)РсчР3 +
+ (1 – Ро)(1 – Рсч)Р4]РрРт.(1.2.1)
где:Ро – вероятность выполнения качественной обсервации;
Рсч – вероятность получения координат судна с помощью автономных систем счисления;
Р1, Р2, Р3, Р4 – условные вероятности невыхода судна за пределы безопасной зоны при использовании i-го варианта работы морских средств навигации;
Рр – вероятность правильной оценки обстановки и принятия безопасного и своевременного решения по корректуре элементов движения судна;
Рт – вероятность безотказной работы движительно-рулевого комплекса.
В этой формуле каждое слагаемое в квадратных скобках означает i-й вариант работы морских средств навигации. Всего четыре варианта (i = 1, 2, 3, 4), каждый из которых представляет определенную комбинацию сочетания вероятностей счисления и обсервации (независимо от их вида). Поскольку величина Рi, независимо от системы, к которой она соотнесена, рассчитывается по общей методике, основанной на учете положения судна относительно навигационной опасности, то в дальнейшем ее будем обозначаться символом Р без индекса и называть вероятностью безопасного положения судна относительно неподвижного навигационного препятствия.
Параметры этой модели прямо или опосредованно учитывают все вышеперечисленные факторы, влияющие на навигационную безопасность плавания, связанную с посадкой судна на мель или касанием грунта. Рассмотрим составляющие этой модели.
Обсервация считается качественной, если не содержит грубых ошибок (промахов) при опознании ориентиров, при измерении навигационных параметров и при их обработке. В самом общем случае, когда отсутствует возможность учесть конкретные районы и условия плавания и, следовательно, невозможно спланировать определенный метод (средство) обсервации, вероятность выполнения качественной обсервации складывается из суммы вероятностей несовместных событий, каждое из которых состоит в том, что обсервация выполняется с помощью одного или нескольких (всех) средств коррекции счисления.
При наличии на судне n средств обсерваций вероятность Ро вычисляется по обобщенной интегральной формуле
(1.2.2)
где; N – количество несовместных вариантов использования средств обсерваций, равное сумме сочетаний из n элементов по (n – k) элементов;
j, f = 1, 2, … , n – порядковый номер средства обсерваций;
k = 0, 1, 2, … , (n – 1) – количество сомножителей (1 – Роf) во втором произведении каждого слагаемого формулы;
Роj, Роf – вероятность выполнения качественной обсервации с помощью j (f)-го средства (метода).
Так, например, если на судне имеется три различных навигационных системы для обсерваций (n = 3), то для этого случая формула (1.2.2) развертывается в следующую сумму: