где:Qi – вероятность навигационных происшествий в i-м периоде [вычисляется по формуле (5.1.1)].
Учитывая, что точность оценки вероятности навигационного происшествия повышается с увеличением объема статистической информации, возникает вопрос о возможности объединения информации о навигационных происшествиях, полученной на судах разных типов или разных водоизмещений, для оценки вероятности происшествий на судах интересуемого типа (обозначим этот тип символом "К").
Для решения этого вопроса принимается гипотеза, состоящая в том, что статистика навигационных происшествий одинакова для любого судна, совершающего морские переходы, вне зависимости от его типа и водоизмещения, то есть расхождение вероятностей Q (вычислена по информации о происшествиях с судами всех типов) и QК (вычислена по статистике происшествий с судами "К") обусловлено чисто случайными причинами, связанными с ограниченным объемом информации о судах типа "К". Эта гипотеза может быть подтверждена или опровергнута по результатам статистического анализа с помощью статистического критерия .
Для этого по формуле (5.1.4) оценивается вероятность навигационного происшествия судов различных типов, без учета их типа и водоизмещения и вычисляется полная средняя квадратическая погрешность этой вероятности:
(5.1.5)
где:m – средняя квадратическая погрешность, характеризующая случайный разброс числа навигационных происшествий от периода к периоду. Она вычисляется по формуле СКП среднего взвешенного значения:
(5.1.6)
После этого аналогичным образом вычисляются оценки QК и mПК для судов интересуемого типа "K" (без учета информации о судах другого типа). Принятая гипотеза о случайности расхождения вероятностей Q и QК подтверждается (с заданной вероятностью Р), если соблюдается условие:
(5.1.7)
где:tР1 и tР2 – коэффициенты распределения Стьюдента, соответствующие заданному уровню доверительной вероятности Р.
Каждый из них определяется по таблице Приложения 6 по доверительной вероятности Р и по количеству k используемых вероятностей Qi. Модифицированная выписка из этого приложения представлена в виде табл. 5.2.
Таблица 5.2 – Коэффициенты распределения Стьюдента соответствующие заданному уровню доверительной вероятности
P |
K | |||||||
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
0,95 0,99 0,999 |
4,30 9,92 31,60 |
3,18 5,84 12,94 |
2,77 4,60 8,61 |
2,57 4,03 6,86 |
2,45 3,71 5,96 |
2,36 3,50 5,40 |
2,31 3,36 5,04 |
2,26 3,25 4,78 |
При подтверждении принятой гипотезы расчет вероятности навигационных происшествий для судна типа "К" допустимо производить по всей совокупности информации о навигационных происшествиях на судах всех типов и любого водоизмещения.
Если гипотеза о случайности расхождения вероятностей Q и QК не подтверждается, то есть условие (5.1.7) не выполняется, то расчет вероятности навигационных происшествий интересуемого типа судов следует производить по статистике навигационных аварийных случаев, произошедших только с судами этого типа. Надежность полученной оценки в этом случае будет ниже приблизительно в раз.