При статистическом анализе навигационных происшествий (аварийных случаев) важно выявить их тенденцию.
Систематическое (не случайное) изменение количества навигационных происшествий от одного периода наблюдений к другому (например, от года к году) можно выявить с помощью статистического критерия Аббе. Этот критерий представляет собой отношение:
(5.2.1)
где:Qi+1 и Qi – вероятности навигационных происшествий, определенные за два последовательных периода;
Q – вероятность навигационного происшествия, вычисленная по формуле (5.1.4) на основе объединения данных за k периодов наблюдений.
При плавном систематическом изменении вероятности Q последовательные разности (Qi+1 – Qi), обусловленные только их случайными колебаниями, будут существенно меньше их отклонений от величины Q, так как в них, кроме случайных колебаний входит амплитуда колебания величины Q. Таким образом, знаменатель критерия Аббе оказывается более чувствительным к смещению величины Q, чем числитель, и поэтому отношение А может служить критерием систематического смещения вероятности навигационного происшествия Q.
Нулевая гипотеза состоит в том, что непрерывное систематическое смещение вероятности Q отсутствует, а колебания вероятностей от периода к периоду носят случайный характер.
Для ее проверки вычисленное отношение А сравнивается с его критическим значением АР, соответствующим заданной вероятности Р.
Если А < АР, то гипотеза отвергается – вероятность навигационного происшествия от периода к периоду (от года к году) изменяется неслучайно, существенно. Следовательно, график величины Qi содержит тренд, то есть систематический сдвиг.
Если А > АР, то полученные данные не противоречат выдвинутой гипотезе – систематическое смещение вероятности Q отсутствует (с достоверностью Р). Вероятность навигационных происшествий от периода к периоду (от года к году) остается прежней, а отличие вероятности Qi в i + 1 период от ее значения в i периоде обусловлено случайными факторами.
Критические значения отношения АР приведены в табл. 5.3.
При наличии тренда (систематического изменения вероятности Q) определяется закон изменения вероятности навигационных происшествий от года к году (от периода к периоду). Этот закон необходим для прогнозирования вероятности навигационных происшествий.
Таблица 5.3 – Критерии значений отношения АР
P |
k | |||||||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
15 | |
0,95 0,99 0,999 |
0,39 0,31 0,21 |
0,41 0,27 0,21 |
0,44 0,28 0,18 |
0,47 0,31 0,18 |
0,49 0,33 0,20 |
0,51 0,35 0,22 |
0,53 0,38 0,24 |
0,60 0,46 0,33 |
Чтобы определить закономерность изменения вероятностей, строится график Qi = f (T), вид которого изображен на рис. 5.1. В большинстве случаев график аппроксимируется прямой линией Qi= = a + bT (на рисунке – пунктирная линия).
Рисунок 5.1
При k > 5 параметры a и b этой прямой определяются методом наименьших квадратов по формулам:
(5.2.2)
Суммирование в этих формулах производится по всем значениям i от единицы до k. Прогноз вероятности навигационного происшествия производится способом экстраполяции аппроксимирующей прямой. Средняя квадратическая погрешность прогноза вероятности рассчитывается по формуле:
(5.2.3)
где:Qoi – сглаженное значение вероятности навигационного происшествия, соответствующее i периоду.
При k < 5 аппроксимирующая прямая проводится приближенно, на глаз. Формула (5.2.3) для оценки точности прогноза в этом случае оказывается очень ненадежной.
Статистика навигационных происшествий позволяет произвести прогноз не только вероятности навигационного происшествия, но и вероятности количества происшествий n. Поскольку навигационное происшествие является событием редким, то случайность их появления характеризуется законом Пуассона.
Согласно этому закону вероятность появления заданного количества событий описывается выражением:
(5.2.4)