Статистический прогноз вероятности навигационного происшествия

Транспорт » Количественная оценка вероятности навигационной безопасности плавания судна по фарватеру » Статистический прогноз вероятности навигационного происшествия

Страница 1

При статистическом анализе навигационных происшествий (аварийных случаев) важно выявить их тенденцию.

Систематическое (не случайное) изменение количества навигационных происшествий от одного периода наблюдений к другому (например, от года к году) можно выявить с помощью статистического критерия Аббе. Этот критерий представляет собой отношение:

image094 (5.2.1)

где:Qi+1 и Qi – вероятности навигационных происшествий, определенные за два последовательных периода;

Q – вероятность навигационного происшествия, вычисленная по формуле (5.1.4) на основе объединения данных за k периодов наблюдений.

При плавном систематическом изменении вероятности Q последовательные разности (Qi+1 – Qi), обусловленные только их случайными колебаниями, будут существенно меньше их отклонений от величины Q, так как в них, кроме случайных колебаний входит амплитуда колебания величины Q. Таким образом, знаменатель критерия Аббе оказывается более чувствительным к смещению величины Q, чем числитель, и поэтому отношение А может служить критерием систематического смещения вероятности навигационного происшествия Q.

Нулевая гипотеза состоит в том, что непрерывное систематическое смещение вероятности Q отсутствует, а колебания вероятностей от периода к периоду носят случайный характер.

Для ее проверки вычисленное отношение А сравнивается с его критическим значением АР, соответствующим заданной вероятности Р.

Если А < АР, то гипотеза отвергается – вероятность навигационного происшествия от периода к периоду (от года к году) изменяется неслучайно, существенно. Следовательно, график величины Qi содержит тренд, то есть систематический сдвиг.

Если А > АР, то полученные данные не противоречат выдвинутой гипотезе – систематическое смещение вероятности Q отсутствует (с достоверностью Р). Вероятность навигационных происшествий от периода к периоду (от года к году) остается прежней, а отличие вероятности Qi в i + 1 период от ее значения в i периоде обусловлено случайными факторами.

Критические значения отношения АР приведены в табл. 5.3.

При наличии тренда (систематического изменения вероятности Q) определяется закон изменения вероятности навигационных происшествий от года к году (от периода к периоду). Этот закон необходим для прогнозирования вероятности навигационных происшествий.

Таблица 5.3 – Критерии значений отношения АР

P

k

4

5

6

7

8

9

10

15

0,95

0,99

0,999

0,39

0,31

0,21

0,41

0,27

0,21

0,44

0,28

0,18

0,47

0,31

0,18

0,49

0,33

0,20

0,51

0,35

0,22

0,53

0,38

0,24

0,60

0,46

0,33

Чтобы определить закономерность изменения вероятностей, строится график Qi = f (T), вид которого изображен на рис. 5.1. В большинстве случаев график аппроксимируется прямой линией Qi= = a + bT (на рисунке – пунктирная линия).

Рисунок 5.1

При k > 5 параметры a и b этой прямой определяются методом наименьших квадратов по формулам:

image096(5.2.2)

Суммирование в этих формулах производится по всем значениям i от единицы до k. Прогноз вероятности навигационного происшествия производится способом экстраполяции аппроксимирующей прямой. Средняя квадратическая погрешность прогноза вероятности рассчитывается по формуле:

image097 (5.2.3)

где:Qoi – сглаженное значение вероятности навигационного происшествия, соответствующее i периоду.

При k < 5 аппроксимирующая прямая проводится приближенно, на глаз. Формула (5.2.3) для оценки точности прогноза в этом случае оказывается очень ненадежной.

Статистика навигационных происшествий позволяет произвести прогноз не только вероятности навигационного происшествия, но и вероятности количества происшествий n. Поскольку навигационное происшествие является событием редким, то случайность их появления характеризуется законом Пуассона.

Согласно этому закону вероятность появления заданного количества событий описывается выражением:

image098 (5.2.4)

Страницы: 1 2

Навигация