Витебск имеет развитую транспортную сеть, включающую автобусное, троллейбусное и трамвайное сообщение. Кроме того, большую доля в перевозках пассажиров в последнее время занимают маршрутные такси.
Конфигурация линий, то есть улиц, по которым проходят автобусные маршруты, представляет собой транспортную сеть города.
Автобусная транспортная сеть со всеми пролегающими по ней автобусными маршрутами образует маршрутную схему (рисунок1). Если из схемы выделить маршрут, то это будет схема автобусного маршрута.
Предприятие РДАУП "АТП №1 г. Витебска" обслуживает 30 городских маршрутов (с учетом филиаловГородок,Лиозно) 119 автобусами с общей протяженностью маршрутной сети 290,4 км.
Кроме автобусов пассажирские перевозки в г.Витебске осуществляет УКТП «Витебское трамвайно-троллейбусное управление», индивидуальные предприниматели. Удельный вес каждого перевозчика примерно такой:
- ИП- не менее 25%;
- ТТУ- 45%;
-автобусный парк- 30%.
Всего на 28 маршрутах города Витебска работает 85 автобусов, выполняя по рабочим дням ежедневно по 1791 рейс.
Предприятие также кроме городских перевозок, удельный вес которых составляет 59,2%, выполняет следующие виды перевозок:
-пригородные перевозки в Витебском, Городокском и Лиозненском районах, удельный вес -25,6%;
- междугородные перевозки , удельный вес -9.4%.
-международные перевозки, удельный вес - 1.4%
-перевозки по заказам предприятий и населения, удельный вес - 3.0%
По пригородным перевозкам. На 113 пригородных маршрутах протяженностью 3328,0 км. ежедневно работают 89 автобусов, которые выполняют 392 рейса. В Городокском и Лиозненском районах автобусный парк является единственным перевозчиком (кроме маршрутов Витебск-Городок и Витебск - Лиозно).
Предприятием регулярно ведется изучение пассажиропотоков, полностью обеспечиваются перевозки пассажиров в регионе, в том числе и на дачные массивы. На междугородних перевозках работают 24 автобуса, выполняя по 70 рейсов в день. Протяженность маршрутной сети 2819,0 км.
На международных перевозках четырьмя автобусами ежедневно выполняется 8 рейсов по четырем маршрутам ( Витебск - Псков, Витебск - В.Луки, Витебск-Смоленск, Витебск- Велиж ).
За последние 3 года количество выполняемых рейсов на многих маршрутах предприятия увеличилось более чем в 2 раза за счет микроавтобусов других предприятий и ИП. Это привело к снижению в 2-3 раза загрузки автобусов на многих маршрутах по рабочим дням. Многие рейсы стали убыточными и закрываются микроавтобусами вместо автобусов большей вместимости. Степень развития транспортной сети определяет возможность беспересадочного сообщение между районами города.
Между всеми зонами транспортного тяготения возможны поездки с одной пересадкой, однако осуществление такой пересадки возможно, в основном, в центральной части города.
Большинство промышленных зон распологается на перифирии города и является, в основном, конечными пунктами транспортных линий.